Номер 12 (859), 06.04.2007

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

ЗАЧЕМ УКРАИНЕ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА?

Когда Наполеона везли в последнюю ссылку, ему встретился военный корабль конструктора Роберта Фултона. "Если бы я всерьез принял предложение Фултона, – подумал великий император, – у меня не было бы такого печального конца".

А предложение в самом деле было, в 1798 году, и касалось оно постройки подводных лодок для морской блокады Англии, которая к тому времени имела сильный надводный военный флот.

Подобную мысль спустя полтора века предложил и осуществил гитлеровский гросс-адмирал Карл Дёниц – против опять же сильнейшего британского надводного флота. И он чуть было не добился победы над Англией. Помешали ему стремительные наступления Советской Армии и в немалой степени легендарный командир подводной лодки С-13 капитан 3 ранга Маринеско, потопивший транспорт "Вильгельм Густлофф" и отправивший на дно 70 экипажей подводных лодок фашистской Германии. Тем самым 30 января 1945 г. Маринеско прекратил подводную войну в Атлантике! Английский премьер-министр сэр Уинстон Черчилль, отдавая дань героизму А.И. Маринеско, сказал, что "...благодарная Англия должна поставить командиру подводной лодки С-13 золотой памятник", подчеркнув тем самым величие атаки века, когда трехторпедным залпом была перечеркнута надежда К. Дёница поставить Англию на колени.

Любая страна, имеющая морские границы, считает престижным иметь в составе своего флота подводные лодки, даже если они и старые: пусть только плавают и выполняют свойственные им боевые задачи.

Как показал опыт Аргентины во время фолклендских (Мальвинских) событий, её подводные лодки смогли сказать свое веское слово, остудив в немалой степени горячий пыл Маргарет Тэтчер, стремившейся вернуть протекторат Англии над островами. Смелые действия подводных лодок Аргентины явили собой пример их боеспособности, независимо от числа надводных кораблей противника, ещё раз подчеркнув их уникальную боевую мощь в сочетании с суперскрытностью! После фолклендских событий многие развивающиеся страны ринулись закупать дизельные подводные лодки, включая их в боевой состав своих флотов, при этом особо подчеркивая приоритетность субмарин.

А что наша родная самостийная и незалежная Украина? Да она уже потеряла и продолжает терять то, что не так давно имела! Восемь лет ремонтировала малый противолодочный корабль (МПК) "Тернополь", пять лет ремонтирует единственную подводную лодку "Запорожье", то списывая её, то продолжая ремонт...

Ветераны-подводники Одессы, взывая то к президенту страны, то к секретарю СНБО, то к министру обороны, просят не совершать непоправимой ошибки, не исключать целый род войск из состава ВМС Украины – подводные силы.

Нынешнему министру обороны А.С. Гриценко подводная лодка "Запорожье" как кость в горле: не удалось списать, так вознамерился ...продать её после ремонта, "пока не знаю, кому...". Уважаемый пан министр обороны, Ваш МПК – это малый противолодочный корабль, Ваш ракетный сторожевой корабль (СКР) "Гетьман Сагайдачний" – это тоже противолодочный корабль. Как Вы не поймете, что 60-70 % времени боевой подготовки эти корабли должны отрабатывать по подводной лодке! Вы сейчас платите Российскому Черноморскому флоту за аренду их подводной лодки для отработки курса задач боевой подготовки своих надводных кораблей немалые деньги. Так почему Вы так выступаете против своей подводной лодки?

Подводную лодку "Запорожье" ремонтируют много лет на российском СРЗ-13, то открывая, то закрывая финансирование, не отдавая себе отчета в том, что тем самым удорожают ремонт. Четыре года назад закупили аккумуляторную батарею в Греции, поставив себя в зависимость от дальнейших поставок из этой страны. Не подумали, что высота аккумуляторов больше ранее применявшихся, из-за этого пришлось поднимать настилы аккумуляторных отсеков. Срок хранения аккумуляторной батареи истекает в 2008 году, а лодка выходит из ремонта в 2007 году, если пан А.С. Гриценко снова её не "зарубит". Вот он хочет её продать. Да кто же купит? Правило подготовки военной техники к продаже – запас боевого использования должен быть не менее 80 %?

Не менее важен и кадровый вопрос. Подводная лодка не может существовать без второго экипажа, ввиду уникальности специальностей подводников и на случай непредвиденной болезни или ежегодного отпуска. Кем заменить отсутствующего специалиста? Для этих целей существуют вторые экипажи. Министр сократил личный состав под благовидным предлогом "в целях экономии финансовых средств".

Но без подводных лодок любой надводный флот слаб и малоэффективен. Из опыта мировой практики известно, что там, где нужно держать могучие надводные корабли, подводной лодке достаточно показать только свой флаг!

Без взаимодействия и учебы надводных кораблей и подводных лодок и те и другие не могут выполнять свои боевые задачи.

Украина имеет большую протяженность морских границ, и их надо охранять. Лучше и дешевле, чем подводная лодка, эту задачу не решит никто. Причем действует лодка скрытно и в любую погоду. Украина будет единственной морской страной в мире без подводной лодки.

Украина всегда направляла на подводный флот своих сыновей, и ей есть кем гордиться.

Это командир легендарной подводной лодки С-13, Герой Советского Союза капитан 3 ранга А.И. Маринеско, который вырос в Одессе, здесь же он окончил Одесский морской техникум, ныне – мореходное училище, носящее его имя.

Это одессит, участник Великой Отечественной войны, командир подводной лодки К-21, Герой Советского Союза контр-адмирал Н.А. Лунин.

Это боцман подводной лодки Д-4, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза мичман П.С. Перов. И другие подводники...

Бывший командующий ВМФ, адмирал флота, Герой Советского Союза В.Н. Чернавин родом из Херсона. Большая плеяда подводников – командиров атомных и дизельных подводных лодок проживает в Украине, командиры боевых частей и начальники медицинских служб разбросаны по городам и поселкам. В Одессе и Одесской области проживает самая многочисленная группа ветеранов-подводников, объединенная в Ассоциацию моряков-подводников им. А. И. Маринеско. 7 мая 2006 г. подводники Одессы при поддержке подводников из стран зарубежья открыли единственный в мире памятник подводникам – ветеранам холодной войны.

Памятники и памятные доски героям-подводникам, издание книг о них, в частности, написанных подводником капитаном 2 ранга В.П. Римковичем и капитаном 1 ранга, командиром атомной подводной лодки К-14 А.П. Софроновым, работа с молодежью, проведение "уроков мужества" в школах и училищах, участие в ежегодных международных конгрессах подводников, проведение 41-го международного конгресса подводников в г. Одессе в 2004 г., оказание помощи больным и престарелым, отстаивание единственной в Украине подводной лодки "Запорожье", участие в общественной, политической жизни общества – таков далеко не полный перечень забот нашей организации. Сейчас Ассоциация занимается подготовкой к переоборудованию в лодку-музей подводную лодку проекта А-615 (М-315), стоящую на постаменте на мемориале героической обороны Одессы (мемориале 411-й береговой батареи).

Организации ветеранов-подводников, подобные нашей, существуют во многих городах Украины. Наша Ассоциация поддерживает с ними связь, обменивается делегациями. В октябре 2006 г. при поддержке председателя Одесской облгосадминистрации Ивана Плачкова была организована поездка представителей городов Севастополя, Кировограда, Херсона, Николаева, Одессы и Одесской области на острове Змеиный. Большую помощь в реализации планов нашей работы оказывает управление внутренней политики Одесского горсовета во главе с госпожой Н.А. Чайчук.

И после всего этого – как можно списать в металлолом единственную подводную лодку нашей страны? Как можно держать долгое время недостроенным крейсер на Николаевском заводе им. 61-го коммунара? Не проще ли предложить России купить его в обмен на пару новейших подводных лодок типа "Амур", нарасхват покупаемых странами Юго-Восточной Азии, которые почему-то не боятся впасть в зависимость от нашего северного соседа?

В недалеком прошлом Россия выступила с предложением о покупке крейсера по бартеру с проведением его переоборудования на Николаевском судостроительном заводе. Это обеспечило бы на три года занятость на заводе и массу рабочих мест. А там, глядишь, и что-нибудь совместно додумались бы построить.

В. РИМКОВИЧ, капитан 2 ранга, первый заместитель председателя Ассоциации моряков-подводников им. А.И. Маринеско г. Одессы и Одесской области.