Номер 10 (1403), 30.03.2018
Семь прожитых десятилетий, из которых полвека проведено в одном театре.
Юбилеи, сами по себе достойные внимания, - вне зависимости от того, какая у юбиляра профессия.
Но если юбиляр еще и артист, да не просто артист, а "народный", то внимание возрастает многократно.
Правда, въедливые театралы могут заметить, что званиями, даже самыми высокими, нынче никого не удивишь; в наше время и в творческой сфере все продается и покупается, вот только зритель на звания давно уже не "покупается". Театралы эти будут правы во многих случаях, но только не в данном.
Ибо "двойной" юбиляр, о котором идет речь, свое почетное звание "Народный артист Украины" заслужил не выслугой лет, а работой - ролями, некоторые из которых можно приводить в пример студентам театральных вузов как образцы актерского мастерства.
Да и сам по себе путь Владимира Фролова (а это о нем идет речь) от мальчика с Пересыпи до одного из ведущих мастеров музыкального театра не только Украины, но наверняка и всего постсоветского пространства, подлинного (как говаривали в старину) любимца публики - это тоже образец, пример, достойный подражания.
О В. Фролове наша газета писала не раз и не два (см. хотя бы "Порто-франко" от 11 июня 2004 г., 19 апреля 2013 г., 8 мая 2014 г., не говоря уже о рецензиях на спектакли с его участием), отошлем любопытствующего читателя к этим публикациям, которые можно найти на нашем сайте, в этой же статье остановимся на некоторых его примечательных работах.
И начнем с совсем уж "седой старины" - полувековой давности постановки брехтовской "Трехгрошовой оперы", выпускного спектакля курса актеров музыкальной комедии Одесского театрального художественно-технического училища под руководством тогдашнего главного режиссера Театра музкомедии Матвея Ошеровского. И сама постановка, и весь этот курс давно уже превратились в одну из одесских легенд. Старожилы-театралы до сих пор вспоминают, как на студенческий спектакль "Есть ли лишний билет?" спрашивали за два квартала до театра. Подобное творилось только на гастролях столичных театров (да и то не всех), да некоторых премьерах театров местных. М. Ошеровский на волне такого успеха мечтал создать молодежный театр, но не вышло. Лишь несколько выпускников удалось ему взять в свой театр, среди них оказался и наш герой.
В театре Владимир долгое время играл роли "простаков" ("актерское амплуа, к которому относятся роли наивных, трогательно простодушных или недалеких людей в комедиях, водевилях, опереттах").
Перелом произошел, когда режиссер Сергей Штейн, ставя мюзикл "Моя прекрасная леди", предложил В. Фролову роль Хиггинса. У многих это вызвало шок. Ни одна из предыдущих ролей актера не предполагала, что он сможет убедительно сыграть английского профессора. Но С. Штейн верил в правильность своего выбора, и эта уверенность постепенно передалась и артисту. В постижении образа В. Фролову во многом помог предыдущий исполнитель этой роли В. Применко; для смертельно больного (увы!) мастера это было своего рода творческим завещанием. И результат получился таким, что артист больше трех десятилетий играл эту роль с неизменным успехом.
К числу лучших созданий В. Фролова следует отнести и главную роль в мюзикле А. Колкера "Игра! Идет игра!" (премьера состоялась в июне 1995 г.). В основу либретто легла прославленная трагикомедия А. Сухово-Кобылина "Свадьба Кречинского" (сейчас спектакль идет под этим названием). Для постановки был приглашен Виктор Стрижов, известный режиссер драмы, который выстроил мощное зрелище, изобиловавшее превосходными актерскими работами.
Владимир Фролов поразил уникальной разноликостью своего героя.
С карточным партнером после проигрыша он выглядел загнанным зверем...
Стремясь обворожить недалекую тетку Атуеву, представал галантным кавалером...
С ростовщиком вел себя как барин...
И лишь с Лидочкой, пораженный ее чистотой и искренностью, на какое-то время сам становился почти что искренним...
Финальную же сцену разоблачения Кречинского В. Фролов вел как большой драматический актер, едва ли не впервые явив эту грань своего дарования.
"Его Кречинский, - писала известный украинский театровед Юлия Коваленко, - является удивительным симбиозом внешней респектабельности и привлекательности с осознанием внутренней пустоты... Актер сыграл героя А. Сухово-Кобылина очень современно, но в то же время по-шекспировски амбивалентно...".
Именно с этой роли и начинается настоящий Мастер, которому в равной степени доступны все "оттенки" жанра - от легкого юмора и иронии до глубокой драмы.
Свои лучшие качества актер проявил в таких спектаклях, как "Целуй меня, Кэт!", "Дон Сезар де Базан", "Безымянная звезда" и других. Но две его работы последних лет следует выделить особо.
В классическом мюзикле "Скрипач на крыше" удача или неудача постановки целиком и полностью зависит от исполнителя главной роли. По точному наблюдению М. Гудымы, в исполнении В. Фролова "мудрец из Анатовки" предстаёт "маленьким человеком" в "большом, породистом, красивом теле, не созданном Богом для поклонов. Этот Тевье полон достоинства и мягкого юмора, нежно любит своих дочерей и чистюля невозможный, всё время манипулирует белоснежными полотенцами, сверкающими кружками и кувшинами, раздаёт молоко, как причастие - замечательный образ, этапная роль прекрасного артиста".
Столь же этапной следует считать и роль Моисея в одноименной рок-опере. И тут, как и в "Скрипаче...", ставя спектакль, главный режиссер музкомедии Владимир Подгородинский рассчитывал на возможности ведущего артиста труппы. И В. Фролов сумел создать образ Моисея в триединстве Человека, Героя и Пророка, да еще от его рождения и до Исхода. Таковым является В. Фролов. На сегодняшний день Моисей - самая мощная работа артиста, где он предстает во всем блеске умудренного возрастом таланта. Не случайно именно эта постановка выбрана артистом для юбилейного вечера, который состоится 5 апреля.
В конце прошлого года Национальный союз театральных деятелей Украины наградил В. Фролова премией имени Марьяна Крушельницкого. А накануне своего двойного юбилея артист порадовал зрителей исполнением главной роли в комедийном мюзикле "Оскар".
Материалы полосы подготовил Александр ГАЛЯС.
На фото:
- Мастер и его роли:
слева - Тевье-молочник,
справа - Моисей.
- в роли Хиггинса.