Номер 09 (1353), 17.03.2017
(Продолжение. Начало в № 8.)
Варшаву освободили только в январе 45-го. Среди руин чудом выжили редкие жители. Столицу восстанавливали долго. Появились новострои вокруг центра.
Сам замок и весь Старый город отстраивали заново, тщательно изучая старые картины и довоенные фото. Многие годы проходил всенародный сбор средств. Обнаруживались удивительные вещи. Бывшие работники замка сумели при немцах разобрать уникальные паркетные полы и деревянные панели залов, спрятав их в лабиринтах подземелья. Таким же образом удалось сохранить некоторые старинные гобелены и картины. Все это бережно отреставрировали и водрузили на место. Часть экспонатов долго разыскивали в разных странах и частично вернули во дворец. Таким же образом восстановили архитектурный ансамбль площади Рынок, крепостные стены. Фактически заново отстроили всю историческую часть города. Выглядит все это так естественно, словно не было никаких руин. На эту трудоемкую и кропотливую работу ушли десятилетия. Еще в 90-е завершались работы в замке.
Титанический труд поляков по восстановлению старой Варшавы высоко оценили эксперты. Территорию включили в список всемирного наследия ЮНЕСКО. И не беда, что за старинными фасадами осовремененные квартиры и офисы. Главное - воссозданы атмосфера и дух свободолюбивого города.
Тысяча лет вместе
Когда я узнал, что одним из самых посещаемых в Варшаве и рекомендуемых путеводителями мест называют музей Полин, удивился. Слышал о, мягко говоря, неоднозначном отношении поляков к евреям, а тут - рекомендуемый объект. Ситуация станет понятнее, если вы не поленитесь зайти в огромное здание музея истории польских евреев. Первое, что удивит, - масса людей, группки молодежи и даже целые школьные классы, с которыми учителя проводят уроки в залах музея.
Музей этот новый. Открыт 19 апреля 2013 года. Точную дату называю не зря. То была 70-я годовщина восстания в Варшавском гетто, после которого его территория была сметена с лица земли. Героям восстания установлен памятник неподалеку от входа в музей. Нам стоит знать, что в апреле 43-го заточенные на ограниченной и охраняемой территории узники гетто подняли самое крупное вооруженное восстание в оккупированной Европе. В 1939 году, когда фашисты захватили Польшу, только в Варшаве проживало около 400 тысяч евреев, составлявших треть населения столицы. Мало кто успел уехать. Всех, а также жителей ближайших местечек согнали в один район, ставший на годы Варшавским гетто. До полумиллиона человек находились в тяжелейших условиях нехватки еды, медикаментов и всего самого необходимого. Ютились по 10-15 человек в комнате, выходить за территорию гетто не разрешалось. Но внутри общины продолжали учить детей, производить мелкие работы, молиться и надеяться на лучшее. Самоуправление возглавлял Адам Черняков. Он же был инициатором создания боевых дружин самообороны. Удавалось доставать оружие. Но как противостоять гитлеровцам?
Начиная с 1942 года обитателей гетто стали массово вывозить в лагерь смерти Треблинка. Когда стало ясно, куда и зачем увозят людей, молодежь пыталась скрываться в подвалах и лабиринтах старых кварталов. В итоге дело дошло до точки кипения, и вспыхнуло восстание. Конечно, силы были неравны. Но узники гетто сражались отчаянно. Для их разгрома немцы двинули танки! Уничтожали все подряд. Людей, их жилища. Была превращена в пыль сама уникальная среда, веками остававшаяся частью культуры Восточной Европы. Нацисты стремились уничтожить саму память об этих людях. И в каком-то смысле им это удалось.
А между тем музей воссоздает для нас детали быта евреев и их совместного проживания с поляками на протяжении веков. Если начать обратный отсчет, можно понять, почему так велика была роль этой нации в чужой стране. До вторжения нацистов евреи составляли пятую часть населения Польши, компактно проживали в городах и местечках в разных уголках. Кое-где (как, например, в Варшаве, во Львове, в Кракове и др. крупных городах) треть населения было еврейского происхождения. В столице работали сотни школ и библиотек, выходили 130 газет, действовали спортивные клубы и театры. Не говоря уже о множестве мастерских и предприятий, где трудились евреи. Здесь жили лауреат Нобелевской премии писатель Исаак Башевис-Зингер, врач и педагог Януш Корчак, актриса Эстер Каминская, именем которой назван единственный ныне существующий еврейский театр, и многие другие деятели культуры. Все они создавали неповторимую атмосферу довоенной Варшавы. Как, впрочем, и многочисленные держатели кафе и ресторанчиков.
Сухая статистика сообщает, что в годы второй мировой погибли 90 процентов польских евреев. Уцелели немногие узники концлагерей и те, кто успел до прихода фашистов выехать в безопасные места. В основном в Палестину, США и Южную Америку. Около 300 тысяч человек бежали в Советский Союз. В их числе был знаменитый Вольф Мессинг.
...Экспозиция Полина рассказывает, что первые евреи-купцы появились на польских землях тысячу лет назад. Постепенно они обзаводились здесь своими складами, как бы базами для перевалки грузов из Западной Европы на Восток. Строили дома, создавали общины. Говорят, что польский король Казимир Великий был покровителем евреев, доверяя им в торговых делах. В 1334 году он перевел их под юрисдикцию королевского суда, освободив таким образом от необходимости решать проблемы с городскими властями. Для евреев всей Европы не было лучшего места для жизнедеятельности, чем Польша. Постепенно они стали стекаться на ее просторы. Здесь к ним было самое толерантное отношение, и не зря народ прозвал страну Еврейским раем.
Впрочем, ничто не вечно. Войны и смуты были обычным делом. Отыгрываться любили на инородцах. Из песни слов не выкинешь: герой украинского народа Богдан Хмельницкий и его казачество во время восстания громили не только польские маетки и уничтожали ляхов, но и методично вырезали целые еврейские местечки. Известно, что в тот период погибли от 100 до 150 тысяч евреев, и в истории гонимого народа факт назван Великой катастрофой.
Но пойдем по залам музея дальше. Познакомимся с предметами быта, традиционной одеждой, с традициями книгопечатания и массового обучения детей. Попытаемя понять философский подход к жизни великих еврейских талмудистов. Ведь, несмотря на потери и преследования, Польша оставалась духовным центром европейских евреев. Они отлично находили общий язык с передовыми польскими деятелями. А во время восстания Костюшко против русского господства даже сформировали отдельный полк и сражались за свободу.
Интерактивное панно в одном из залов покажет вам множество мест, где массово жили польские евреи. Интересно, что даже в ХIХ веке территория показана полностью, хотя, как известно, страна была фактически разделена между Австрией, Германией и Россией. В каждой были свои порядки. Но в целом выходило, что на как бы польских территориях жили 80 процентов всех евреев Европы. Что касается Российской империи, то проживание народа ограничили так называемой чертой оседлости, в которую входили 25 губерний. Только за этой чертой находились четыре миллиона евреев.
Учитывая лютую ненависть Гитлера к народу с трагической судьбой, легче понять, почему именно Польша стала для садиста одной из самых ненавистных стран. Тут он претворял в жизнь свои варварские планы с особым пристрастием. И разрушение Варшавы яркий тому пример.
Отмечу, что создателям музея Полин удалось сотворить очень познавательную экспозицию с использованием современных технологий. Здесь нет нагнетания страстей. Есть попытка проследить историю народа, не один раз подвергавшегося опасности тотального уничтожения, но выжившего и на протяжении веков вносившего заметный вклад в мировую культуру, науку, искусство. Не случайно в 2016 году музей получил награду Ассоциации музеев Европы за творческий подход, просветительство и умение говорить на сложные темы.
Сегодня евреев в Польше уже не три с половиной миллиона, как до войны, а несколько десятков тысяч. Но каждое 19 апреля в знак памяти о восстании в гетто на улицах Варшавы раздают желтые нарциссы. Работают театр имени Каминской, культурный центр и синагога...
...За порогом музея дождь. На бронзовой скамье наискосок от входа сидит бронзовый Ян Карский - бывший эмиссар польского государства в изгнании, человек, пытавшийся остановить Холокост...
(Окончание следует.)
Аркадий РЫБАК.
Фото автора.