Номер 9 (1106), 8.03.2012
Уходя в рейс, моряки и их семьи всегда надеются на лучшее. Но никто не застрахован от случайностей. Тем не менее, когда случается беда, на помощь приходят службы, которые могут разрешить проблемы моряков.
В редакцию обратились жены моряков. Два дня с мужьями, находящимися в рейсе на судне греческого владельца, не было связи. Когда же моряки дозвонились домой, выяснилось, что они стали заложниками ситуации и нуждаются в помощи. Из-за изменения политики компании украинский экипаж заставили покинуть судно в ближайшем порту. Но моряки бросили якорь в 20 км от турецкого берега и настаивают на соблюдении своих прав и выплате зарплаты и компенсации.
Константин в этот рейс ушел от одесской крюинговой компании "Томакс Тим", в истории которой была отправка "Фаины", попавшей в пиратский плен, и еще несколько случаев, где морякам приходилось улаживать финансовые проблемы.
- До этого муж работал в крупной компании, - рассказала жена Татьяна, - но его судно было поставлено в драйдок. И надо было еще ждать месяц. И тут нам позвонили из компании и предложили контракт на 6 месяцев. Ничего не обещало проблем. Муж плавает уже 11 лет. И никогда не было таких историй. Был подписан контракт на 6 месяцев.
На судно LPG Oncor (газовоз) греческого судовладельца Capella Maritime были набраны 18 человек, из которых 6 - одесситы. Первым заподозрил неладное повар.
- Когда стояли в Керчи, должны были закупить продукты, потому что в Украине дешевле, - объяснили моряки. - Но указания о закупке не последовало. Это сразу нас насторожило.
Видимо, руководство уже знало, как будут дальше развиваться события. Но зачем тогда надо было набирать экипаж?
После четырех недель рейса судовладелец без предупреждения дал предписание капитану и всему экипажу сойти на берег в ближайшем порту Турции, без компенсации заработной платы за весь период работы. Как объяснили в компании, поменялась ее политика: вместо грека пришел турецкий менеджер и решил набрать на судно турецкую команду. По сути, владелец судна должен был заблаговременно известить моряков о предстоящих изменениях, заплатить за отработанный срок, возместить затраты, связанные с переездом моряков и их возвращением домой, и компенсировать неустойку за досрочное прерывание контракта.
Экипаж отказался сойти на берег, пока, согласно контракту, не будут соблюдены все обязательства компании перед ними. С 13 февраля 2012 года газовоз LPG Oncor встал на якорь в Черном море в районе Босфора. Через несколько дней закончились запасы питьевой воды, провизия была на исходе. Моряки растягивали оставшиеся продукты, не зная, что их ждет. Топливо тоже заканчивалось.
Газовоз стоял в 20 км от берега. Судно стягивали льды. Связи тоже не было. Судовладелец отключил ее, как только возник конфликт. Моряки могли связаться с домашними только с помощью мобильников, на которых уже не было средств. Денег вернуться домой тоже не было. Первоначальное обращение экипажа в независимую службу поддержки моряков ITF ничего не дало. Только благодаря женам и матерям, которые обратились к ITF Seafarers Одессы, было направлено письмо в Турцию и в Лондон - в главный офис ITF с просьбой разобраться в сложившейся ситуации.
В крюинговой компании "Томакс Тим" поначалу сделали вид, что все благополучно, и никаких проблем они не видят. Затем были разосланы письма в греческую компанию. Выяснилось также, что одесский крюинг никакой ответственности за моряков, отправленных в рейс, не несет.
В это время со стороны судовладельца начались угрозы. На моряков обещали повесить огромные штрафы за простой судна и так далее.
В конце концов забастовщиков сняли с судна. Прибыли полицейские с автоматами и забрали весь экипаж на берег. Полтора суток в камере. Благодаря содействию государственных и общественных организаций морякам перечислили зарплату за месяц, и они смогли купить билеты с помощью украинского консульства в Турции, чтобы вернуться домой.
- Зарплату выдали только за январь, - сообщила жена старпома Татьяна. - Ни компенсации за билеты, ни за прерывание контракта. Мы будем обращаться в суд.
Впрочем, представители компании решили встретиться с
моряками, чтобы обсудить вопросы. Будем надеяться, что права
наших моряков будут соблюдены.