Номер 09 (856), 16.03.2007
КОМПЕТЕНТНЫЙ СОБЕСЕДНИК
С этим вопросом я обращаюсь к директору Одесского Госцирка Алексею Григорьевичу Купину.
- Перспективы следует рассматривать в рамках концепции реформирования цирковой отрасли Украины, основанной на принципе централизованного управления ее деятельностью.
Она, в частности, включает создание новых цирковых номеров, аттракционов, программ; участие украинских артистов в международных фестивалях и проведение фестивалей циркового искусства в Украине; придание государственным цирковым предприятиям статуса театрально-зрелищных учреждений культуры.
Ни один из цирков ранее не имел статуса юридического лица, все они были структурными подразделениями "Союзгосцирка", зарегистрированные как предприятия государственной формы собственности. При этом статусы цирков приравнивались к статусу театров, в штатных расписаниях которых две трети личного состава отводилось художественно-творческому персоналу. В новых же цирковых предприятиях 90 % сотрудников занимает административно-управленческая надстройка, обслуживающий персонал. Но они не имеют в своем составе творческих коллективов. Артисты и творческо- производственный процесс оторваны от средств их реализации - цирковых помещений. На выделенные государственным бюджетом средства принимаются программы преимущественно из России и других стран. Поэтому мы все время инвестировали и продолжаем инвестировать развитие циркового искусства других государств, вместо того, чтобы развивать свою собственную национальную культуру.
Стационарные цирки могут перспективно развиваться, лишь став базой собственных творческих коллективов. Необходимо создавать детские цирковые студии во всех остальных подразделениях с утверждением в их штатах должности "Репетитор цирковых номеров". В нашем цирке такая студия существует уже довольно продолжительное время, и номера ее выпускников охотно включают в свою программу самые престижные цирки.
Переходя к проблемам непосредственно Одесского цирка, хочу напомнить его историю.
Перед каждым выступлением зрителям сообщают, что цирковое здание - одно из старейших в городе, что 128 лет назад здесь, на Коблевской, был построен цирк Соломонского. (Впрочем, можно сказать, что первый стационарный цирк в Одессе был открыт еще в 1848 году).
В каменном цирке Соломонского только на галерее было 2000 стоячих мест, а в зале - 1000.
Пивной король Санценбахер за пять лет по проекту инженера А. Гельфанда построил "железный цирк Санценбахера", как его называли из-за обилия металлических конструкций. Специальное цирковое двенадцатиугольное здание увенчано куполом с двойной железной обшивкой для лучшей изоляции на случай жаркой или холодной погоды. В зале тоже 1000 (точнее, 999) мест и еще 455 на балконе - бывшей галерее.
К началу XX века стационарные цирки были только в России и по одному в Варшаве (входящей в Российскую империю), Софии, Бухаресте, Париже, Лондоне, Пекине.
- Отвечает ли Одесский цирк нынешним международным стандартам?
- Основной стандарт для всех цирков - 13-метровый по диаметру манеж. (Вероятно, мало кто заметил, что по его внутреннему периметру устроена писта - пандус, способствующий устойчивости лошадей при беге)...
Одесский цирк располагает всем необходимым для демонстрации любых программ, но в нем отсутствует многое, связанное с удобством зрителей (нет гардероба, не предусмотрено кондиционирование...).
По сравнению с современными цирками, построенными по принципу амфитеатра, наш бочкообразный. Это его преимущество и недостаток: зрители хорошо видят все происходящее на манеже (в цирках-стадионах с дальних рядов артисты воспринимаются маленькими), но некоторые воздушные полеты, поставленные в новых цирках, у нас не могут быть показаны - нет необходимой амплитуды. Однако воздушные номера у нас выглядят эффектнее.
Стандартная высота для крепления аппаратуры - 18 метров, в Одесском цирке она составляет 22 (для сравнения: в Московском цирке на проспекте Вернадского, вмещающего 3200 зрителей - 26 метров), что вынуждает воздушных гимнастов продлевать тросы и лонжи...
- Каковы ваши текущие проблемы?
- Для начала необходимо отремонтировать конюшню и в перспективе заменить все деревянные элементы на иные, негорючие ("железным" цирк называют из-за несущего каркаса, для нас он "деревянный"). Составлена документация, по смете - на 12 миллионов гривен.
- За чей счет проводится реконструкция?
- Финансирование централизованное, ведь цирк - государственное учреждение. В советское время цирк был хозрасчетным и прибыльным. Ныне же, несмотря на высокую стоимость билетов, он убыточен, как и все другие учреждения культуры. Очень велики расходы на электроэнергию, коммунальные услуги, содержание животных, переезды. Добавьте зарплату артистам, суточные...
Тем не менее мы единственное в городе зрелищное учреждение, которое регулярно, по советской традиции, проводит благотворительные представления.
- Как выглядит отечественный цирк на мировом фоне?
- Тенденция в мире - спектакли без животных. Традиция русского цирка - дрессированные животные, коверные. Хотя многие страны считают себя образцовыми нациями, клоунские номера у них примитивны, основаны на низменных инстинктах: ударил - упал - все смеются! Наши имеют философское начало...
- В союзные времена в генпланы реконструкции Одессы почти постоянно включалось сооружение нового здания цирка (обычно на месте стадиона "Спартак")...
- Я всегда был приверженцем этой идеи, но в нынешних условиях такое невозможно, как и строительство цирка за пределами города.
Старый Одесский цирк со своими традициями, широко известный в мире благодаря произведениям А. Куприна, В. Катаева, Ю. Олеши, компактен и уютен ("плюшевый рай... рай мрамора, ступеней, золота, матовых ламп, арок, коридорчиков, эха, хохота..."). Он еще достойно послужит. Может быть, даже не одному поколению!
Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.