Номер 08 (753), 04.03.2005

БЕДА МИНОВАЛА, ЖИВЁМ ДАЛЬШЕ

(Окончание. Начало в № 7.)

Прежде всего разберемся с арендаторами, то есть с "Укра⌡нськой скарбницей", ювелирным салоном "Малахит" и галереей "Либерти". Я оказалась права в своих рассуждениях. Передо мной два договора о сотрудничестве. Один между музеем и фирмой "Зодиак" (так называется официально галерея "Либерти"). Второй – между музеем и экспертом государственного гемологического центра Украины В.П Ляхом (он же частный предприниматель, хозяин ювелирного салона "Малахит").

Предмет обоих договоров – сотрудничество. В чем должно заключаться сотрудничество между художественной галереей "Либерти" и музеем, догадаться не трудно: устройство выставок, экспозиций и т.д. и т.п.

Сотрудничество с салоном "Малахит" тоже стало понятным, когда я удостоверилась, что основное направление работы салона —  это экспертиза и оценка ювелирных изделий, в основном – драгоценных камней. Опытный гемолог В. Лях помогал музею проводить экспертизу качества и стоимости предметов из драгоценных, полудрагоценных и декоративных камней (кстати, к нему же обращались зачастую и другие музеи). Кроме оговоренных в договоре статей сотрудничества, В. Лях оказывал музею и спонсорскую помощь, например, подарил так необходимый музею ксерокопировальный аппарат.

Кроме того, и галерея, и салон действительно вносили арендную плату. Плата была относительно невелика: за год оба плательщика выплатили музею около 9 тысяч грн (как сказала В. Солодова, что расходы по оплате электроэнергии, отопления, воды и телефона при этом нес сам музей). Эти 9 тысяч вошли в 36 тысяч дохода музея за истекший год. Если учесть, что сметная стоимость необходимого на Ланжероновской, 24а, ремонта определена в 60 тысяч грн. (в ценах 2004 г.), то становится ясным, что музею самому ремонт не потянуть.

Поясним, почему мы упомянули арендную плату только двух арендаторов. Как объяснила В. Солодова, "Укра⌡нська скарбниця" относится к управлению культуры и никакой арендной платы вообще не вносила. Несколько лет назад, когда Украинский центр культуры был выселен из т.н. "Шахского дворца", "Скарбниця" переехала в историко-краеведческий музей, заняв место экспозиции "Филики Этерия", переданной Центру греческой культуры. Сейчас "Укра⌡нська, скарбниця" переезжает в Украинский дом, открытый на ул. Польской.

Теперь перейдем к причинам столь плачевного состояния выставочных помещений на Ланжероновской, 24а. Дело в том, что занимаемые музеем помещения находятся в жилом 3-х этажном доме. Поэтому над частью помещений расположена большая коммунальная квартира, а по фасаду еще две квартиры, полтора года назад выкупленные одним лицом. Как рассказали сотрудники музея, коммуналка эта довольно страшная, кроме того, в ней проживает некая беспокойная дама... Эта дама с 1994 года постоянно предъявляет музею претензии, довольно, мягко говоря, странные: то ей мешают непонятные "излучения", идущие из подвала, то производство каких-то работ в музее по ночам (?). Протечки над частью музея – это результат деятельности коммуналки. В частности сотрудники музея утверждают, что протечки под местами, где протекать нечему (то есть не под кухней или туалетом) – это рукотворчество пресловутой дамы. "Похоже, что она просто льет из чайника воду за плинтуса..."

Свой вклад в дело доведения выставочного зала до плачевного состояния внес и жилец двух фасадных квартир. Купив их, он, естественно, затеял в них большой ремонт. Вот тут уже пошли трещины и обрушения посолиднее.

Передо мной два документа. Один из них – это письмо начальнику управления охраны объектов культурного наследия Н.А. Штербуль (от 22.03.04) о том, что, цитирую: "С ноября 2003 года существует угроза нормальному функционированию экспозиции ("Немцы Причерноморья 1803-2003 – Е.К.) со стороны соседа верхнего этажа. Из-за ремонтных работ, которые он проводит, в зале появились новые мелкие трещины, происходит вибрация перекрытий от ударов, что мешает проведению экскурсий, лекций и создает угрозу для сотрудников музея и посетителей". В письме также указывалось, что перед открытием экспозиции силами музея был проведен косметический ремонт зала.

Второй документ – это акт, подтверждающий повреждения, причиненные музею ремонтными работами на втором этаже, а также фиксирующий согласие жильца второго этажа произвести восстановительные работы и косметический ремонт выставочного зала. Акт датирован 12.04.04."

Таким образом, представляется, что управлению культуры нужно было не выселять музей, а заставить соседа со второго этажа выполнить свои обязательства по ремонту. При этом управление культуры могло бы внести и свою лепту, чтобы граждане Украины и иностранные гости получили возможность соприкоснуться с культурно-историческими ценностями края в нормальной обстановке.

"Граждане Украины и иностранные гости" – написано неслучайно. В книге отзывов немало благодарных и восхищенных записей на иностранных языках, а также от приезжих со всех уголков Украины, России и других стран СНГ. По посещаемости Одесский историко-краеведческий музей занимает первое место среди музеев того же профиля на Юге Украины.

Музей проводит большую работу, которую можно сравнить с айсбергом в том смысле, что широкой публике видна лишь его надводная часть. Это научные изыскания.

Мне показывали солидные научные журналы, в том числе и иностранные, где публикуются работы сотрудников музея. (Кстати, из стен музея вышли шестеро "остепененных" ученых, в том числе один доктор исторических наук).

Это работа с постоянно пополняющимися фондами (прошедшие выборы, как историческое событие, не прошли мимо сотрудников музея и тоже добавили фонду единиц хранения). В запасниках музея находится более 100 тысяч единиц хранения (посетители видят обычно не более 3-4 процентов экспонатов, что нормально для любого музея).

Это и создание тематических выставок, и экспозиций. Кроме уже упомянутой экспозиции "Немцы Причерноморья", идет работа по созданию и других историко-этнографаческих экспозиций. В планах музея – экспозиции, связанные с жизнью болгар, гагаузов, поляков, евреев, итальянцев и других народностей (всего на Одесщине проживает 133 национальности), создавших своеобразие Одессы и ее окружения в результате взаимовлияния культур. Эта часть работы музея призвана передать опыт многонационального общения и совместного созидательного труда.

Есть в планах музея и выставки "Забытые имена".

Но ближайшие планы – это проведение комплекса мероприятий, связанных с 60-летием Победы (в музее, естественно, есть отдел, посвященный ВОВ). Часть планов уже реализуется. Создана выставка, посвященная 80-летию со дня рождения героя-подпольщика Яши Гордиенко. Патриотическая акция "Помнит мир спасенный", уроки мужества, на которых состоятся встречи учащихся гимназий № 2 с ветеранами ВОВ, встреча учащихся медучилища с женщинами-фронтовичками, научно практическая ученическая конференция "Герои Аллеи Славы". Даже из этого комплекса мепоприятий видно, что музей уделяет много внимания подрастающему поколению. Ведь что ни говори, но музей – это часть идеологической системы государства. Кроме тесных контактов с гимназией № 2, музей работает и с другими учебными заведениями: помогает создавать музеев при школах, в музей постоянно приходят школьники на экскурсии, причем это экскурсии не только из одесских школ (меня тронула запись в книге отзывов, сделанная детьми-инвалидами, приехавшими издалека).

Музей выпускает каталоги, буклеты, тематическую литературу. К 60-летию Пебеды издан сборник фронтовых писем, переданных близкими фронтовиков.

Идет подготовка научной документации, освещающей социально-экономическую и политическую жизнь Одесщины в годы советской власти.

Когда-то Одесский историко-краеведческий музей был методическим центром Южного региона. Однако и сейчас в нем проводятся методологические, научно-практически и тематические конференции.

Интересно, что в музей обращаются за материалами и консультациями историки из дальнего зарубежья. Так, недавно в музей обратились англичане, которых интересовали материалы, связанные с Крымской войной.

Через год музею предстоит празднование своего 50-летнего юбилея, на нем нельзя будет не вспомнить Николая Николаевича Пустовойтенко – директора, отдавшего музею почти четверть века и заложившего в его работу принцип: "Соединять увлекательность a достоверностью".

Скоро музею станет тесно и в имеющихся помещениях.

В идеальном варианте стоило бы расселить "нехорошую квартиру" – коммуналку и передать музею осободившуюся площадь. Может быть, это предложение стоит рассматривать как НАКАЗ отцам города и области.

Елена КОЛТУНОВА.