Номер 5 (950), 13.02.2009
Для познания реальности человек уже давно не довольствуется только органами чувств. Теперь у нас есть "органы" массовой информации и всяческие приборы, совместная эволюция которых увенчалась интернетом. Последний нынче пытается вытеснить все (включая органы чувств), претендуя на роль главного источника знаний о мире. В поисках материалов о Михаиле Рыбаке я привычно нырнула в этот океан.
Что все-таки обнаружилось? По разным сайтам, зачастую никак не связанным с фотографией, разбросаны главки из "Записок фоторепортера" Михаила Рыбака. Плюс пара небольших заметок в одесских газетах, из которых, впрочем, мало что можно узнать об интересующем меня человеке. Кроме того, что он - "заслуженный" и "легендарный".
Между тем в традиционных (печатных) источниках информации я выяснила, что Михаил Рыбак - не просто одессит и фоторепортер. У него было 7 персональных выставок. Не знаю, где Михаил Бенционович держал свои дипломы и иные знаки отличия, но он точно мог бы увешать ими стенку: участвовал в международных фотоконкурсах и выставках в США, Испании, Аргентине, Финляндии, Новой Зеландии, Югославии, Болгарии. Его фоторепортажи опубликованы более чем в 120 изданиях мира. Он был членом одесского отделения Союза фотохудожников Украины, но почему-то на сайте НСФХУ - ни следа от его работ.
Михаил Рыбак умер всего семь лет назад. Правда, иногда
достаточно и нескольких дней, чтобы забыть человека. И не
всегда это зависит от наличия или отсутствия в биографии
героических свершений... ("Вот, - обреченно подумала я, - и
получится у меня сейчас заунывный материал в стиле "Никто не
забыт и ничто не забыто"!")
"...черно-белая фотография останется навсегда фундаментом газетно-журнального изобразительного творчества. Это классика, построенная на свете в сочетании с композицией. Видение фоторепортера, раскрытие темы начинается с черно-белого изображения. : Однако далеко не каждый профессиональный фотограф способен создать интересную черно-белую фотографию. Жаль, что многие успокоились на обычной фиксации факта. Поэтому и приходится задуматься: возродится ли профессия репортера?"
(Из книги "Записки фоторепортера", 1999).
В таких возвышенно-смущенных чувствах я принялась изучать упомянутые "Записки фоторепортера", изданные в Одессе в 1999 г. двумя тысячами экземпляров. (И, что очень приятно видеть, под редакцией его сына Аркадия, по роду занятий - главного редактора газеты "Порто-франко".) Здесь можно найти профессиональные размышления, любопытные воспоминания, забавные эпизоды, "творческую кухню" журналиста, заново прочувствовать неповторимую во многих смыслах атмосферу советских лет.
И, честно говоря, я ощутила некоторую растерянность. Тексты - ну да, интересно...
А фотографии? Я не специалист, но хотя бы на уровне
"нравится - не нравится".
Обыкновенные лица, привычные ракурсы, изысков никаких, никакого эстетства. И нарастало "дежа вю". Все это или подобное я уже видела с детства - в газетах и журналах - десятки и сотни раз. Почетные рабочие, знаменитые космонавты, памятник Неизвестному матросу... Обычные черно- белые репортажные снимки.
Обычные ли? Конечно, ведь я с детства привыкла к снимкам Михаила Рыбака во всех газетах: "Пiвденна зоря", "Комсомольська iскра", "Знамя коммунизма", "Вечерняя Одесса", позже - "Порто-франко".
Рассматриваю фото бригадира токарей Виктора Чербаева - Героя Соцтруда (как давно ушло из жизни это словосочетание!). Разве похоже на привычные, штампованные, плакатные фото, каковых в советских СМИ было множество? (Кстати, аббревиатура СМИ появилась позже, но еще при жизни Михаила Рыбака.) Здесь нет ни героизма, ни оптимизма, ни прочих обязательных признаков великой социалистической стройки. Просто - человек за работой. Спокойный и предельно сосредоточенный.
Чего точно не было в снимках Рыбака - ложного пафоса. Для того времени не просто необычно - смело!
Он вспоминает: его, как водится, сопровождал по заводу
секретарь парткома, который настойчиво рекомендовал рабочим
улыбаться - ведь их снимают для газеты! "Улыбка, -
аргументировал секретарь, - признак хорошего настроения,
выражение радости труда. Конечно, в капиталистической
стране, где рабочий вкалывает на хозяина, он не будет
улыбаться..." Михаилу Бенционовичу пришлось пойти на
хитрость (к хитростям вообще приходилось прибегать нередко),
чтобы избавиться от назойливого проводника и снять живых,
естественных людей. Заодно ироничный Рыбак не удержался и
заснял замечательный плакат - "пример наглядной агитации на
заводе".
Стремление к подкрашиванию, подмене, декорированию, коррекции жизни проникало в кровь советских людей вместе с пресловутым двоемыслием. Чаще всего они даже не понимали этого. Рыбак вспоминал другой случай, когда ему, совсем молодому журналисту, нужно было сделать портрет передовой доярки. Застал ее в рабочем халате - что могло быть лучше! А она от него "рванула со скоростью звука" - переодеваться в выходное платье, в нарядные туфельки...
Без пафоса и без изысков - это ведь журналистика, репортажи, а не выставка арт-деко. С интересом (без которого в этой профессии, утверждал он, - никак!), с уважением, с любовью. С искренней радостью за хорошего человека или новый открывшийся завод, - а почему, собственно, нет? Ведь замечательные люди, другие города, стройки, творческие достижения, - они, слава Богу, не были идеологическим изобретением!
"Мне 69 лет, - так он начинает рассказ о себе. - 39 из них я проработал в СМИ... Почти за три с половиной десятилетия ни одно событие в жизни города не осталось без моего внимания". Это не преувеличение, а констатация факта.
Июль 1968 г. Событие в истории Одесского телевидения - монтаж второй программы (вы еще помните, что это такое?), установка новой антенны. Фоторепортаж Михаила Рыбака - с самой высокой точки в городе.
1974-1978 - строительство Припортового завода. Четыре года его сопровождают репортажи Рыбака.
Одесская Юморина 70-х. КВН. Знаете ли вы, что практически все известные, классические КВН-овские фото тех лет принадлежат Михаилу Рыбаку?
Съезды, выборы, демонстрации, народные депутаты, советские сановники. Реальность, от которой никуда не денешься. Он снимал их с тем же острым любопытством, с каким относился ко всему разнообразию человеческой жизни. И с тем же отсутствием парадности. Шляпы, пальто, замкнутые, часто угрюмые, одутловатые лица. Были ли эти люди чем-то замечательны, были они умны или глупы, добры или злы? Не знаю, но они, так или иначе, участвовали в противоречивой судьбе этой страны.
Рыбак мог и рискованно пошутить. Как-то на предприятии столкнулся с группой партийных бонз. Один спросил его: "Вы можете меня снять вместе с товарищами?" Ответ пришел мгновенно: "Снять не имею права. Это может сделать только ЦК. Сфотографировать могу". Шутка сошла безнаказанно.
А жители Киева и других городов вообще часто не понимали одессита Рыбака. Может, оно и к лучшему?
А еще - уникальные снимки последнего съезда Советов. Еще -
пейзажи порта с безвременно утраченным великолепием
кораблей. Одесские художники в Горсаду. Демонстрация - но не
первомайская: требование прекратить психиатрические
репрессии против инакомыслящих.
Михаил РЫБАК с сыном и внуками. |
Биография писателя - это названия его книг. А журналиста?.. Он ведь всю жизнь, так или иначе, пишет биографии других!
Но есть, остались воспоминания Михаила Рыбака и его
фотоработы. Он сам стал теперь частью истории - истории,
которую мы можем видеть и с помощью его объектива.
Ольга КСЕНДЗЮК.
Фото Михаила РЫБАКА.
Мигдаль Times, № 90-91.