Номер 03 (850), 26.01.2007
Не по Маяковскому
ЕЩЕ ИДУТ СТАРИННЫЕ ЧАСЫ, или ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО
(Окончание. Начало в № 2.)
И старинные часы еще идут, и музыка Верди по-прежнему волнует слушателей.
О спектакле Украинского театра "Соло для часов с боем" наша газета опубликовала заметку два месяца назад, когда спектакль был впервые отыгран на сцене театра. И вот мы снова пишем о том же спектакле, как о премьерном. Как-то на одной из телевизионных встреч великий режиссер Георгий Товстоногов в ответ на вопрос, почему его спектакли идут в одном актерском составе, ответил: "Я не могу ставить сразу два спектакля. Разные актеры разные спектакли".
Ушел из жизни замечательный актер народный артист Украины Василий Яковец, который в пьесе играл одну из центральных ролей роль пана Хмелыка. Сейчас эту роль играет Александр Довготько. Он не хуже В. Яковца. Он органичный, пластичный, достоверный, одновременно забавный и трогательный. Но он другой. И поэтому требует другого отклика своих партнеров: оригинальной и чуткой к партнеру заслуженной артистки Украины Станиславы Шиманской пани Конти, чувствующих ансамбль народного артиста Украины Анатолия Дриженко пан Абель и заслуженного артиста Украины Виктора Лысенко пан Райнер.
А когда есть ансамбль, то есть единый живой организм спектакля, то нюансы в игре одних актеров тянут за собой изменения, пусть на полтона, в игре остальных. А остальные это неунывающий в начале и обнаруживающий умение что-то понять и прочувствовать в конце Павел Евгений Юхновец; это его невеста Даша Ольга Петровская; эта бывший полицейский Мич Игорь Геращенко. Кстати, роль Мича, как мне показалось, решена не совсем удачно. Не по вине прекрасного актера Игоря Геращенко. Здесь есть некий режиссерский просчет. О том, что Мич полицейский лишь в прошлом, а в настоящем такой же обитатель дома престарелых, с трудом догадываешься только в конце спектакля, когда он появляется не в форме, а в стандартной куртке, такой же, как на пане Хмелыке и на пане Райнере. А ведь драматургически это очень существенно.
Существенно то, что в ушедшей жизни уже как-то складывались взаимоотношения персонажей. Сюжет таким образом приобретает большую объемность, чем в том случае, когда речь идет просто о случайном полицейском, "прицепившемся" к пану Райнеру за то, что тот карабкался на башню. И если учесть, что Райнер хотел починить старинные башенные часы, чтобы передать молодым эстафету времени, эстафету ценностей (это главная мысль автора пьесы словацкого драматурга Заградника), история взаимоотношений Мича с остальными стариками, вернее, то, что такая история существует, становится важным компонентом спектакля.
Ну а в целом, если спектакль, поставленный народным артистом Украины Игорем Равицким, и не стал событием театрального сезона, то и негативной реакции он не вызывает. Более того, из моих наблюдений за зрителями я сделала вывод: спектакль интересен и молодежи, и немолодым зрителям, каждый выносит из него что-то свое. В любом случае он не оставляет равнодушными ни тех, ни других.
Еще одна премьера это опера Дж. Верди "Риголетто" в практически (судя по отдельным эпизодам) новой режиссерской разработке Сергея Зуенко.
Для меня лично многое в этом спектакле было новым. Во- первых, за пультом стоял новый дирижер театра дипломант конкурса дирижеров им. С. Турчака Андрей Юркевич.
Этот дирижер очень тонко и точно чувствует музыку Верди, ее глубину и ее стихию. Слово "стихия", естественно, относится не только к последнему, третьему акту, где в музыке явственно слышатся раскаты грома, порывы ветра и даже тревожные вспышки зарниц (удивительное воплощение видеоряда через звучание оркестра).
Во-вторых, лично я впервые услышала певца Владислава Горая в партии герцога Мантуанского. Голос певца мне не показался очень большим, но вокально партия Герцога сделана практически безупречно. Джильду пела заслуженная артистка Украины Лариса Зуенко, обладательница большого красивого голоса. Партия Джильды не менее сложна и интересна, чем партии Виолетты ("Травиата" Верди) или партия Лючии ("Лючия Ди Ламермур" Доницетти), в которых певица не раз доставляла наслаждение слушателям. Ну и наконец, партия Риголетто. Труднейшая, огромная партия. Народный артист Украины Владимир Тарасов создал трагический образ необыкновенной силы. Создал и вокально, и сценически. С первой же ноты, с первого выхода стало ясно, что перед слушателями настоящий певец-актер.
В "Риголетто" очень много ансамблей дуэтов, трио, квартетов, хоров. Нельзя не отметить их необыкновенную слаженность. Квартет и трио из третьего акта прозвучали просто безукоризненно, я бы сказала даже филигранно. А как звучал знаменитый мужской хор "Тихо, тихо"! В этом большая заслуга хормейстеров театра: засл. деятеля искусств Украины Л. Бутенко и хормейстера И. Дидушка.
* * *
Гадалки-цыганки часто, раскидывая карты, говорят: "Что было, что есть, чем сердце успокоится".
Что было не всегда приятно вспоминать, поэтому, как тяжелый сон, хочется забыть спектакль "Французский шансон для восьми женщин". Лучше помнить, что есть в Одессе Украинский театр, где ставят порой выдающиеся, порой просто хорошие спектакли. И еще есть Одесский оперный театр, в котором, несмотря на всю кошмарность положения труппы, уже не первый год мыкающейся по чужим сценам, не имеющей возможности нормально репетировать, идут хорошие спектакли и, более того, проходят премьеры, причем проходят под сплошные аплодисменты и крики "браво"!
А чем сердце успокоится? Надеемся, что успокоение придет, когда в знаменитом в прошлом Театре музкомедии появятся не ПЕЧАЛЬНО ЗНАМЕНИТЫЕ режиссеры и спектакли, а просто хорошие режиссеры и театр вернет себе былую славу.
Елена КОЛТУНОВА.