Номер 02 (849), 19.01.2007
МНЕНИЕ
"СУМЕРКИ БОГОВ" (Александр Вертинский и Вера Холодная). Автор пьесы Родион Феденев (Одесса). Режиссер Евгений Лавренчук (Москва). Русский драматический театр.
Ожидалось нечто. Сами судите. Тема пикантная: две суперзвезды, две легенды, и что там между ними было до сих пор повод для догадок. Драматург наш современник, притом местный, хоть и невеликого дарования, а все же в советские времена его пьесы ставились даже в Москве. Но главная "фишка", основная "замануха" в личности постановщика. Цитирую анонс на сайте театра:
"Режиссёру Евгению Лавренчуку всего 24 года, но он уже успел обрести репутацию дерзкого, скандального, эпатажного, но очень талантливого режиссёра, спектакли которого собирают полные залы. Он ставил спектакли в Москве, Томске, Львове и других городах. Евгений Лавренчук выпускник ГИТИСА (мастерская Романа Виктюка), он является художественным руководителем Польского театра в Москве. В некоторых публикациях российской прессы его называют новым гением режиссуры". Вот так, ни более ни менее новый гений. Как тут не пойти на спектакль?!
Пошел, конечно. И...
Нет, два достоинства в нем я нашел. Это актер Сергей Поляков (без иронии): думаю, что он мог бы легко вписаться в любой спектакль учителя нашего "нового гения", как минимум не испортив его. И краткость представления: с аплодисментами действо заняло примерно час. Все прочее, как бы это помягче выразиться, "не из той оперы". Причем порой в прямом смысле слова: трудно понять, почему в спектакле о русском эстрадном певце так настойчиво звучит ария Канио из "Паяцев"? Потому что артист выступал в образе Пьеро? Но причем тогда столь же регулярно звучащая мелодия Чарли Чаплина? Потому что Вертинский пил с Чаплиным?
Не меньшая загадка: зачем в фактически моноспектакль введена актриса, функции которой заключаются в игре на пианино, периодической смене одежд да цитировании Большой Советской Энциклопедии при упоминании героем некоторых исторических персонажей? К Вере Холодной она точно никакого отношения не имеет (хоть на это хватило ума у постановщика), но живо вызывает в памяти небезызвестный шлягер "медсестра по глазки в марлевой повязке", поскольку большую часть представления пребывает в белом халате.
Стоп, а может, как раз в этом халате медсестры и разгадка стиля, в котором поставлен спектакль?
В начале 1960-х знаменитый драматург Петер Вайс сочинил пьесу, само название которой характеризует ее жанр: "Преследование и убийство Жан-Поля Марата, представленное артистической труппой психиатрической больницы в Шаратоне под руководством маркиза де Сада" (сокращенно "Марат/Сад"). Должно быть, наш "юный гений" и черпал оттуда вдохновение. Иначе чем объяснить и оформление со столбами, между которыми в несколько рядов натянута веревка (концлагерь, психушка?), и одежду героя (одеяние Пьеро сильно смахивает на смирительную рубашку), да ту же "медсестру", в конце концов... А уж когда героиня в финале вывозит героя на тачке, то догадка превращается почти в уверенность.
Вот только чем Александр Николаевич так провинился, что актера, его вроде бы изображающего, надо было помещать именно в такую среду? Или это тонкий намек на уровень драматургического материала?
Впрочем, непонятно вообще: к чему было ставить такой спектакль? Разве что явить городу "нового гения"? Так получилось с точностью до наоборот: судя по данному спектаклю, он пока еще просто (цитирую песню Александра Буйнова) "московский пустой бамбук". Театральный режиссер это все-таки профессия возрастная, и Питер Брук, поставивший первый спектакль на профессиональной сцене в 19 лет, редчайшее исключение. Да и гением его признали отнюдь не в юном возрасте. А нашему "новому гению" не мешало бы, наверное, подрасти, набраться простого человеческого опыта. Может, тогда определение "новый" отпадет само собой.
P.S. Прочитав эту реплику, моя знакомая заметила: "Но вот в Томске он поставил "Билокси-блюз", так, говорят, этот спектакль там стал культовым. Что ж, может, оно и так, да только Сибирь и Одесса две большие разницы, в чем мы неоднократно убеждались. Покойный Юлий Гриншпун, к примеру, работая в Хабаровске, считался одним из лучших мастеров, а в Одессе буквально за пару сезонов развалил Театр музкомедии. И вообще, если посмотреть на премьеры последних лет, то окажется, что самые яркие спектакли поставили наши люди Георгий Ковтун и Владимир Подгородинский. Так, может, нашим театрам есть смысл обратить внимание на местные молодые кадры, тяготеющие к режиссуре, и предоставить им возможность проявить себя?
Александр ГАЛЯС.