Номер 12 (1544), 27.05.2021

ОТ ГИМАЛАЕВ ДО ЮЖНЫХ МОРЕЙ

(Продолжение. Начало в № 11.)

* * *

В Индии вы и шагу не ступите, чтобы не наткнуться на хаос, нищету и... религию. Даже совсем неграмотные граждане что-то знают про карму и сансару, мечтают о нирване и мокше, верят всяким дивным, на наш взгляд, персонажам, зовущимся садху и баба, поклоняются кто Будде, кто сонмищу богов из индуистской мифологии. Большинство исправно ходит в храмы или создает свои святилища прямо посреди улиц или в собственных скромных двориках. Каждый гид при любом удобном случае будет втолковывать вам о Брахме и его умной жене Сарасвати, сотворившей Веды и санскрит; о выигравшем спор богов многоруком Шиве и его разноликих спутницах; о спасателе мира Вишну и его жене Лакшми, приносящей счастье. У каждого из главных богов есть свои традиционные атрибуты, по которым верующий признает своего любимца. Есть у них и новые воплощения, которым можно точно так же неистово поклоняться. Например, Вишну больше любят в образе Рамы или Кришны. Индусы говорят обо всем этом очень серьезно и убежденно. Мне лично умом такое не понять. То, что принято называть индуизмом, — очень древнее верование, идущее как минимум из шестого тысячелетия до нашей эры. Точной даты рождения всех этих мифов определить невозможно, ибо они не связаны с какими-то конкретными событиями, давшими старт большинству распространенных религий. Для индусов главное — понимание бесконечности сансары, этакого колеса перевоплощений, на которые якобы обречен каждый из нас. Поэтому они смиренно принимают данную свыше карму и сложившуюся тысячелетиями систему каст.


Боги на каждый день

Сиддхартха Гаутама и некто Махавира были современниками. Оба жили в VI веке до нашей эры и создали учения, дошедшие до наших дней. Махавира в числе 24 учителей джайнизма почитается как высшее божество. Их учение о спасении души основано на отказе от земных искушений. Сегодняшние проповедники этого направления вещают и медитируют в одних только набедренных повязках и собирают толпы приверженцев. Но в целом джайны не стали по-настоящему массовой группой. А вот почитатели Гаутамы, ставшего еще при жизни Буддой, есть нынче повсюду в Азии и на других континентах. На родине буддисты остаются в тени древнейшего индуизма, который исповедует до 80 процентов населения, а вот за рубежом целые страны полностью преданы Будде. Неудивительно, что из дальних храмов и монастырей приезжают паломники в места, связанные с превращениями Будды.

Позже других в Индии возникла религия сикхов, которую в начале ХVI века гуру Нанак соорудил из смеси индуизма и ислама. Сикхи отвергают идолопоклонство и касты, но верят в странствие душ и реинкарнацию. Они признают женщину равной с мужчиной и всегда готовы к борьбе с врагами. Воинственность сикхов имеет конкретное применение. Их всего два процента в индийском людском море, но парни в тюрбанах составляют пятую часть офицерского корпуса армии!

Закончу перечисление исконно индийских верований самой малочисленной группой экзотических парсов, поклоняющихся естественным стихиям. Молятся они, глядя на огонь, якобы принесенный с неба самим Заратустрой. В своем стремлении не осквернять огонь, воду и землю останками покойников парсы шокируют погребальными обрядами. Тела помещают в так называемые башни молчания, куда слетаются грифы, питающиеся мертвечиной. Парсы считают, что покойники уходят в воздух...

* * *


Храм Лакшминараян

В Нью-Дели вас наверняка отведут в храм Лакшминараян, построенный семьей Бирла только в 1938 году. Это целый комплекс зданий с большим садом и фонтанами, которые, очевидно, когда-то работали. Здесь же монастырь и уединенный домик, где ищет гармонию духа Саи Баба. На столбе под навесом — ритуальные фигурки, каждой из которых приносят подношения в определенный день недели. Индусы очень любят высчитывать важные даты по гороскопу. Они никогда не соединят свои судьбы браком без совета астролога и выяснения совместимости будущих молодоженов. Для таких случаев очень нужны мудрецы и знающие люди. Они без работы не остаются.


Храм сикхов


Сикх

Главный храм делийских сикхов находится в районе Коннот-Плейс. Он обнесен высокой стеной, как крепость. Но купол виден издалека и ярко блестит в солнечных лучах. Пройти на территорию гурдвары (так называют эти места) может каждый. Вам нужно снять обувь и дальше шагать босиком при любой погоде. Мы застали +15. Но любопытство взяло верх. Сам храм является центром большого комплекса, в который входят просторная кухня со столовой, средняя школа, художественная галерея, библиотека, больница и музей Баба Багхеля Сингха. По другую сторону храма — окруженный одноэтажными постройками водоем саровара. Это самое священное место. По преданию, на этом месте находилось когда-то жилище гуру сикхов по имени Хаар Кришан Дев, который во время эпидемии холеры поил людей из здешнего колодца. Он спас тогда тысячи больных, но сам умер. После его смерти колодец превратили в пруд, вода которого считается священной. Ее пьют и ею умываются. Хотя, по сути, это стоячая лужа, окаймленная камнем. Охраняют ее суровые сикхи в разноцветных тюрбанах, отгоняющие палками тех, кто, по их мнению, ведет себя не по правилам.

Сикхи обитают большей частью на севере Индии и соблюдают ряд предписаний. Например, они никогда не стригут волосы и не бреются. Все они бородаты, а длинные космы прячут под тюрбанами, закрепляя их специальными металлическими гребнями. Другими постоянными атрибутами считаются металлические браслеты на запястьях и кинжалы.

Величественный храм в самом сердце Дели строили еще в конце правления Великих Моголов в ХVIII веке. Генерал Сардар Бхагель Сингх воздвиг его на месте, где жил гуру Дев. В храме играет негромкая музыка. Небольшой ансамбль исполняет гимны. Сикхи уходят в себя и медитируют. Обстановка домашняя. Нет никаких изображений идолов. Только главный купол сверкает. Внутри и снаружи он выложен золотыми пластинами. Из-под купола опускается шелковый балдахин, вышитый яркими цветами. Снаружи все иначе. Масса людей и оживленная толпа возле пищеблока. Столовая — не просто место общественного питания. Здесь бесплатно накормят любого нуждающегося, не спрашивая о вере и происхождении.

К сикхам относятся по-разному. Кто-то считает их воинственными и недружелюбными, кто-то — милосердными. Нам в этих взаимоотношениях не разобраться. Рассказываю о том, что видел...

* * *

Даже если вы любитель старины, стоит заглянуть еще в парочку храмов, созданных в наши дни. Они того стоят. Я говорю о построенном в самом конце ХХ века Храме Лотоса и об открытом уже в нынешнем столетии грандиозном Акшардхаме.


Храм Лотоса

Давайте сначала заглянем в Храм Лотоса, сооруженный в 1986 году. В его беломраморном силуэте просматриваются мотивы... сиднейской оперы, которые вдохновили здешних архитекторов. Здание имеет форму распустившегося цветка лотоса и окружено небольшими искусственными водоемами. Вокруг храма лежит большая парковая зона с ухоженными кустами, клумбами и деревьями. Это традиционные бахайские сады, которые можно видеть в разных странах вблизи храмов поклонников этой экзотической веры. Впрочем, бахайцы настолько толерантны, что Храм Лотоса называют домом веры для всех. Вы можете пройти в просторное помещение с простыми деревянными скамейками, посидеть в тишине и помолиться своим богам. Внутри храма нет никаких религиозных атрибутов и зрительных образов. Просто сидите молча, не мешайте другим посетителям и думайте о чем угодно. Так здесь заведено. Понятно, что большинство посетителей приходит сюда не молиться, а увидеть вблизи чудо архитектуры и затейливые садовые композиции.


Акшардхам

Та же ситуация с храмом Акшардхам, поражающим масштабом и филигранной работой резчиков. Впрочем, здесь создан целый комплекс, раскинувшийся на 12 гектарах. И это при чудовищной скученности людей в громадном Дели! Можно только представить, как велико было желание последователей духовных учителей индуизма довести дело до конца. Саму идею предложил еще в 60-е годы прошлого века гуру Йогиджи Махарадж. Пытался создать проект комплекса и найти средства для строительства. Но только после его смерти последователи вдохнули в тему новую жизнь. Переговоры с властями и сбор средств тянулись аж до 2000 года. Потом дело пошло. Храм строили по классическим канонам индийской архитектуры, взяв за образец все лучшее, что создали мастера Средневековья. На объекте трудились семь тысяч специалистов и три тысячи добровольцев. Отбирали самые качественные блоки мрамора. В итоге за пять лет создали эту красоту.

Комплекс Акшардхам состоит из храма, музея, водоемов, по которым можно прокатиться на лодке, ряда общественных зданий, фонтана и места, где после захода солнца проходит лазерное шоу. Храм венчают девять куполов, его окружают 20 четырехгранных башен, а по периметру выстроили полторы сотни фигур мраморных слонов. Внутри храма 234 опять-таки беломраморных столба украшены резьбой различных божеств и животных. Всего таких фигурок порядка двадцати тысяч! Говорят, что двух одинаковых нет. Можете себе представить полет фантазии здешних мастеров-резчиков? В центре храма возвышается статуя Сваминараяна (почти три с половиной метра), в честь которого и создавали всю эту красоту. Он считался реформатором и внес много изменений в социальную жизнь Индии триста лет назад. Местные граждане, понимающие что к чему, молятся вокруг статуи и почитают реформатора как святого.

Я так подробно описал некоторые детали храма потому, что не могу дополнить текст своими фотографиями. Правила прохода в комплекс очень строгие. На пунктах досмотра есть камеры хранения, куда вы должны сдать телефоны и аппаратуру, сумки, рюкзаки и металлические предметы. В главный храм можно войти только босиком. О съемке речи быть не может. Но народ не ропщет. Порядок уважают. И все задерживаются дотемна, чтобы собраться на большой внутренней площади вокруг фонтанов и посмотреть красочное лазерное шоу, в котором под шум водяных струй излагают притчу о демонах и богах, о добре и зле, об умении усмирять гордыню и использовать силу только во благо. Кстати, привлечение тысяч зрителей на вечерние шоу собирает средства для содержания комплекса, успевшего попасть в Книгу рекордов Гиннесса.

(Продолжение следует.)

Аркадий РЫБАК.

Фото автора.

Чотиритомник дорожнiх записок
Аркадiя Рибака
пiд назвою
"Хорошо ли там, где нас нет?"
можна придбати
в редакцiï газети "Порто-франко"
(тел.: 764-96-56, 764-95-03, 764-96-68)
i у Всесвiтньому клубi одеситiв

(www.odessitclub.org)