Номер 33 (1522), 15.10.2020

КИНОЗАЛ — ВЕСЬ МИР

Продолжаем знакомить наших читателей с наиболее интересными моментами 11-го Одесского международного кинофестиваля (начало см. "Порто-франко" от 8 октября с. г.). А что может быть интереснее встреч с яркими личностями?! И хотя по известным причинам общение с гостями фестиваля проходит в онлайн-формате, от этого оно не становится менее содержательным.


Агнешка ХОЛЛАНД: "Я СЧАСТЛИВА, КОГДА ФИЛЬМ ЗАТРАГИВАЕТ СОЗНАНИЕ И СЕРДЦЕ"

Особый интерес вызвал мастер-класс Агнешки Холланд, фильмы которой неоднократно номинировались на "Оскар".

Для справки. Агнешка Холланд родилась в Варшаве. Окончила Лицей Стефана Батория, затем — факультет кино и телевидения Академии искусств в Праге. По возвращении в Польшу работала ассистентом режиссёра у Анджея Вайды и Кшиштофа Занусси, снялась в нескольких ролях второго плана. С середины 1970-х начала делать собственные фильмы. За дебютную полнометражную картину "Провинциальные актёры" (1978) получила на Каннском МКФ премию ФИПРЕССИ. С 1981 работала за рубежом, сначала в Германии и Франции, затем в США. Снимает игровые, документальные и рекламные фильмы. Кроме сценариев своих фильмов, писала сценарии для Анджея Вайды и Кшиштофа Кесьлёвского. В 2017 году Агнешка Холланд была почетной гостьей ОМКФ и получила "Золотого Дюка" за вклад в киноискусство.

"Во время карантина я четыре недели практически не выезжала из своего загородного дома. Я не думала о своем графике, это был настоящий отпуск. В этот период я получила возможность подумать о том, что действительно важно для меня.

Мои фильмы — это мой собственный опыт, который создавал для меня определенные шаблоны восприятия современности. Мне кажется, что отстранение и пренебрежение действиями коммунистических лидеров, не создали у нас вакцины для анализа тоталитарных режимов. Я чувствую свою ответственность и обязанность вернуться к тому периоду времени, показать, насколько актуальны некоторые тогдашние механизмы для современности.

Мы повторяем ошибки и шаблоны прошлого, не осознавая их последствий. Понимание приходит тогда, когда уже поздно помочь. Сейчас, когда все происходит очень быстро, есть ощущение постоянного изменения и текучести, а сама реальность очень гибкая. Мне кажется, что возможность посмотреть на ситуацию с расстояния позволяет лучше понять настоящее. Для меня история — это не прошлое или что-то мертвое и завершенное, это то, что может быть актуальным и сейчас.

Мне кажется, что в момент съемок я знаю, что хочу увидеть и сделать, но это не значит, что моя работа является воплощением известного мне концепта. Самый большой вызов для меня — давать простор сотрудникам, но не быть авторитарной. Особенно это касается актеров. Я стараюсь не указывать им, что делать, а предоставлять им возможность внести в процесс создания фильма свой вклад, свое личностное и уникальное.

Выпустить фильм для широкой аудитории — это то же, что выпустить из дома своего ребенка. Ведь если фильм раскритикован, это очень больно.

Женщине-режиссеру сложнее в киноиндустрии. Ей постоянно нужно быть интереснее, лучше, убедительнее и успешнее, чем ее коллеге-мужчине. Она должна постоянно выходить из зоны комфорта. Кинокритики также гораздо более критичны к женщинам, которые снимают фильмы. Некоторые замечания могут быть личными. Однако сейчас можно увидеть положительные изменения, так как женский голос начинают слышать.

Год назад после премьеры фильма "Цена правды" выросла его популярность. У нас была содержательная реакция от СМИ, которые анализировали факты и историческое обоснование. Фильм актуален и вписывается в современность, ведь Голодомор — это преступление против человечества, и его можно сравнить с другими преступными событиями. Это стало причиной, что я исследовала эту историю и ее последствия, а также влияние на Украину.

Когда я чувствую, что фильм затрагивает сознание и сердце зрителей, — я счастлива".


Говард ШОР: "МИР ПОП-МУЗЫКИ НЕ ДЛЯ МЕНЯ"

Еще один знаменитый участник ОМКФ — Говард Шор, один из ведущих кинокомпозиторов современности, лауреат премий "Оскар", "Грэмми" и "Золотой глобус".

Для справки. Говард Шор родился 18 октября 1946 года в Торонто (Канада). Окончил музыкальный колледж Беркли в Бостоне (США). В начале 1970-х был саксофонистом группы Lighthouse, игравшей своеобразный хард-рок. После ухода из группы Шор написал музыку для шоу иллюзиониста Дуга Хеннинга "Spellbound". С 1975 года Говард стал режиссёром и одним из основателей знаменитой комедийной передачи "Субботним вечером в прямом эфире" на NBC. Он редко появлялся в кадре, но иногда участвовал в комедийных музыкальных номерах.

С 1980 года Шор сосредоточился на карьере композитора. Основной сферой его деятельности стало сочинение музыки к кинофильмам. В его активе — около двух сотен фильмов, среди которых "Молчание ягнят", "Догма", "Банды Нью-Йорка", "Авиатор" и другие популярные ленты. Наибольшую славу принесла ему кинотрилогия "Властелин Колец" режиссера Питера Джексона. За музыку к "Братству Кольца" и "Возвращению Короля" Говард получил три премии "Оскар", в том числе за лучшую песню. На ОМКФ он возглавляет жюри Международного конкурса.

"Я пишу интуитивно, ассоциирую себя с темой, стараюсь углубиться в режиссуру и написать то, что отражает сам фильм.

Я иду вслед за монтажом фильма. В трилогии "Властелин Колец" после перемонтажа я также переписывал музыку, ведь стояла задача создать величественный фильм.

Писать музыку к фильмам Дэвида Финчера — чрезвычайное удовольствие. Он дает мне свободу действий. У нас сложились очень искренние и приятные рабочие отношения.

Я член Киноакадемии, поэтому владею актуальной информацией о замечательных современных композиторах. Во время моей карьеры я много экспериментировал. Мне посчастливилось работать с режиссерами, которые давали мне свободу в выражении своих идей.

Одно дело иметь талант, а другое — уметь концентрироваться. Когда я написал музыку к трилогии "Властелин Колец", мне было 55 лет. К этому времени я натренировал в себе выносливость, и смог работать над таким фильмом по 12 часов в сутки. Это был пик для меня и моей карьеры.

Факт выносливости был самым тяжелым в написании музыки к "Властелину Колец" был фактор выносливости. Вместе с процессом записи это заняло три года. Музыка записывалась год для одного фильма.

Предпочитаю сотрудничать с режиссерами, у которых хороший слух и музыкальный вкус. Только в таком тандеме рождаются замечательные произведения. А режиссерам, у кого нет вкуса, следует просто не вмешиваться в работу композитора.

Идеальный дирижер должен понимать, что для гармонии и динамики игра в оркестре должна отталкиваться от того, что записано на нотной бумаге. Тогда все получится.

У меня были попытки записать поп-альбом, но я погружен в оркестровый звук, поэтому мир поп-музыки не для меня.

Я недавно закончил работу над двумя фильмами, один из них, "Обломки женщины", уже был показан в Торонто и на Венецианском кинофестивале, а также выходит на Netflix. Другой называется "Веселый мальчик", его также скоро можно будет увидеть".

Роман БАЛАЯН: "ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ГАМЛЕТ ОТ ОТЕЛЛО..."

Режиссер Роман Балаян снял несколько интересных фильмов, но в историю кино вошел прежде всего картиной "Полёты во сне и наяву".

Для справки. Роман Балаян родился 15 апреля 1941 года в селе Нижний Оратаг Мардакертского района Нагорно-Карабахской автономной области. В раннем детстве потерял отца, пропавшего без вести на фронтах Великой Отечественной войны. В 1959—1961 годах был актёром Степанакертского театра. В 1961—1964 годах учился на режиссёрском факультете Ереванского театрального института, потом перевёлся на аналогичный факультет Киевского института имени И. Карпенко-Карого, который окончил в 1969 году.

Как режиссёр дебютировал в 1973 году, поставив фильм "Эффект Ромашкина". Его второй фильм "Бирюк" получил номинацию на "Золотого медведя" Берлинского кинофестиваля 1977 года. В 1982 году снял свою самую известную ленту "Полёты во сне и наяву", отмеченную Государственной премией СССР. Известен также телеверсиями спектаклей Московского театра "Современник": "Кто боится Вирджинии Вульф?", "Анфиса" и др. Новый фильм Романа Балаяна "Мы. Мы рядом" участвовал в Международном конкурсе Варшавского кинофестиваля. В этом году Роман Балаян стал лауреатом почетного "Золотого Дюка" 11-го ОМКФ за вклад в киноискусство.

"Я всегда мечтал снимать черно-белое кино. Моя дипломная работа была такой не потому, что цветную пленку не давали. Я считаю, что цветная пленка заставляет все делать подобным жизни. Тогда как черно-белая — это как занавес в театре: там актеры, а ты, зритель, здесь. Так сохраняется определенная тайна, дистанция. Есть, конечно, картины Параджанова, Гринуэя, но это отдельные случаи. Думаю, что лучшие фильмы Бергмана — черно-белые.

Что касается фильма "Мы. Мы рядом", то это была моя мечта — снять кадры Киева. Правда, пришлось снимать в основном только на Подоле, потому что из-за массы машин и прочей современной техники невозможно снимать в центре города. Я планировал на Городецкого какую-то сцену придумать, на Лютеранской, не вышло. Тем не менее Подол я очень люблю. Хотя там цвета почти всех домов выцвели, у нас в фильме они выглядят хорошо, потому что все черно-белые.

Я против выставки, посвященной "Полетам во сне и наяву". Зачем? Я еще не умер. У каждого известного режиссера есть определенное количество тех, кто завидует его популярности. Мы идем по улице, и какие-то люди здороваются, узнают, а на самом деле они не видели моих фильмов, просто я в телевизоре появлялся. А тот, кто со мной рядом идет, неплохой режиссер, но его не знают.

"Полеты во сне и наяву" — это мой гражданский подвиг, в котором я высказался за себя, за свое поколение, где мы живем, куда мы попали. А "Талисман", "Бирюк", "Первая любовь", "Поцелуй" — это кино. Эти фильмы больше нравятся зрителям, чем мне. Они не плохие, просто есть кино, есть фильмы, а еще есть плохие фильм — "Райские птицы", "Две луны, три солнца". Это просто не я, это то, что я могу. То есть, это я, но не тот, который мне нравится самому.

Я не считаю, что кино — это моя профессия. Мне в кино не нравится ожидания техники, погоды, чего-то еще. Я из тех, кто уже, к сожалению, опережает время. Знаете, чем отличается Гамлет от Отелло? Гамлет — это человек, у которого сознание опережает эмоции, поэтому он не совершает поступков. А Отелло наоборот, он сначала душит, а потом... Так вот, у меня сознание опережает, я уже мысленно снял свой фильм. Любой режиссер, даже бездарный, уже видит свой фильм. А потом, оказывается, что нужно его с группой в 60 человек сделать.

Не дай Бог на съемочной площадке, если актер, художник или оператор увидят, что режиссер сомневается — все, он пропал. Это уже будут не его фильм, не его победы, не его поражение. Это вопрос харизмы.

ПО ПЬЕСЕ ОЛЕГА СЕНЦОВА

Показ фильма "Номера" на фестивале ждали с особым интересом. Он снят по пьесе знаменитого экс-заключенного режиссера Олега Сенцова, причем в постановке участвовал сам автор и сорежиссер Ахтем Сейтаблаев. Стоит подчеркнуть, что работал над фильмом, еще находясь в колонии в России. Также интересно, что лента срежиссирована дистанционно, а это является уникальным явлением для украинского кино.

В основе фильма "Номера" — рассказ об обществе, которое пытается побороть свои страхи и получить свободу. На вопросы зрителей отвечали Ахтем Сейтаблаев и продюсер Анна Паленчук.

Ахтем СЕЙТАБЛАЕВ:

"Номера" мне напомнили, как получить главный ответ на вопрос, который задает себе каждый, — кто я?

Сорежиссура — это скорее исключение из правил, поскольку режиссер — это авторитарная личность, которая ведет за собой команду, где каждая единица является индивидуальностью. Однако я понимал, что хочу сотрудничать с Олегом Сенцовым, потому что это был мой почти единственный способ сказать ему "Спасибо".

Сколько существует человечество, существует борьба. С одной стороны, мы становимся свидетелями того, что хотим освобождения от диктатуры или подавления достоинства. Я думаю, что человеку всегда стоит бороться, даже если он заранее знает, что результат матча будет не в его пользу. Это его делает свободным.

Во время съемок никто не подозревал, что "Номера" станут такой точной характеристикой того, что происходит вокруг нас. Странным образом в картине соединились личность автора, драматургия и предчувствие того, что может произойти. Это такая алхимия, которая вдохновляла актеров для того, чтобы понимать, а больше чувствовать, что именно они играют".

Анна ПАЛЕНЧУК:

"Добавить в копродукцию польскую команду было несложно, так как это было не просто продвижение фильма, а поддержка Олега Сенцова. Для нас они не партнеры, а единомышленники".

Подготовил Андрей ТИШКОВ при содействии пресс-службы ОМКФ-2020.