Номер 12 (1501), 21.05.2020

ОБАЯНИЕ РЕТРОДЕТЕКТИВА

Cразу две новые книги одесситки Ирины Лобусовой выпустило харьковское издательство "Фолио".

"Катакомбы Военного спуска" — десятая книга серии "Ретророман" (эта серия посвящена разным городам Украины, и за Одессу отвечает именно Ирина). Подходит логический конец похождениям бандитки-маравихерши, а теперь уже авторитету преступного мира Южной Пальмиры Тани Алмазовой, женщины благородного происхождения, но трудной судьбы. Сюжетную интригу раскрывать не будем, но обратим внимание на место действия — дом под номером 18 на Военном спуске. Каждый, кто бывал на спектаклях в театральном пространстве "ТЕО", хорошо представляет себе суровый интерьер бывших складов, вырубленных в известняке. Оказывается, во время оно здесь происходили не культурные мероприятия, а так называемые бандитские сходы: "Через ходы в подземных лабиринтах можно было оказаться на разных улицах и легко, спокойно уйти от любой облавы и погони. Эти залы с высоченными потолками создавали атмосферу мрачного торжества — каждый сход был похож на некий готический спектакль".

Действие романа происходит в 1930 году. И преступный мир уже не тот, что во времена Мишки Япончика: "Было понятно, что эти люди впервые попали на сход, это были новые воры из областей, держащие в своем подчинении деревни и областные центры. Они заметно нервничали, чувствовали себя не в своей тарелке, не знали, как себя вести, куда деть руки, что и когда говорить, а оттого ерзали на скамье, как нашкодившие школьники, которых в любой момент строгий учитель может дернуть за ухо. Таня улыбнулась про себя этому сравнению. Да нет никакого строгого учителя! Давным-давно уже нет! Был Японец, своей железной волей державший в кулаке всю эту свору. Человек, сумевший сделать невозможное: объединить и организовать воров, навести нечто вроде порядка в этом пестром хаосе человечьих отбросов, сделать так, чтобы последние не чувствовали себя обездоленными, а первые еще больше не лезли вперед. И чтобы все вместе — и те, и другие — шли к своей общей цели — обогащению воровским путем и возможности избежать за это ответственности. Тогда даже в самых отдаленных закоулках и лабиринтах трущоб, в самых низкопробных "малинах" для последних подонков и забулдыг был порядок. Но это было тогда. Давно уже нет Японца, а его место никто не сумел занять. Оттого в бандитский мир вернулся хаос".

Вторая книга, представленная на презентации, носит не менее интригующее название: "Дневник призрака". Это тоже ретро, но речь идет о "советской серии", героев косят сталинские репрессии вкупе с маньяками, а все интриги закручиваются вокруг личности другой молодой женщины, вполне законопослушной докторши Зинаиды Крестовской, к которой так и липнут неблагонадежные персонажи.

— В основу сюжета "Дневник призрака" я положила легенду о мародерах, которые специально жгли костры на мысе Большого Фонтана, чтобы корабли разбивались и можно было завладеть добычей, — рассказывает писательница. — Меня вдохновляли "Имя Розы" Умберто Эко и "451 градус по Фаренгейту" Рея Бредбери, ведь важная роль в сюжете отводится рукописи... А для меня книга, рукопись с детских лет неотъемлемая часть жизни. В романе идет речь и о деятельности нацистской организации "Аненербе", путешествии в Тибет. Известно, что материалы об этой загадочной экспедиции находятся в некоторых архивах Германии и Лондона, но будут рассекречены только после 2044 года. Поэтому я представляю свою версию происходившего...

"Монах пошевелил руками, и мужчина, находящийся в комнате, увидел, что руки скрещены таким странным образом потому, что прижимает к груди книгу. Большую книгу в простом переплете из темно-коричневой кожи, без украшений и золоченых обрезов. Только на мгновение книга показалась на свет — в тот самый момент, когда монах пошевелил рукой... А затем быстро исчезла под полами черной ткани.

— Кто вы? — крикнул постоялец монастыря в темноту, — что вам нужно от меня?

Монах не ответил. Только снова пошевелил руками, и перед глазами мужчины во второй раз мелькнули очертания книги. Монах поднял голову таким резким движением, что капюшон откинулся с лица. Теперь лицо можно было разглядеть отчетливо. Белая кожа ясно блеснула в ночи. Не отрываясь, монах держал голову прямо. И тогда мужчина закричал...".

Следующая книга "советской серии" будет называться "Змей Сварога" и расскажет о событиях 1940 года в Бессарабии. Планируется и серия детективных романов, посвященная второй половине 1960-х. Еще два романа, "Красная комната" и "Чужая кожа", Ирина выпустила в серии "Украинский детектив", там уже сюжеты современные, а "Чужая кожа" так и вовсе переплюнула все популярные сочинения о садомазохизме, хотя присутствуют, конечно, в сюжете и грабежи, и аферы, и маньяки... Но в ретророманах главное все же не криминал, а обаяние времени, которое многие одесситы помнят.

Виолетта СКЛЯР.