Номер 49 (1489), 26.12.2019

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА: ЧТО ЕСТЬ И ЧТО БУДЕТ

Осенью 2017 года вышел новый закон о пенсионной реформе. Но до сих пор многие политики, СМИ и псевдоэксперты запугивают украинцев изменениями в этой системе. В рамках проекта "Процент правды" VoxCheck и "Украинское радио" выяснили, что предусматривает пенсионная реформа, зачем ее начали, что уже сделали, а какие изменения стоит ожидать. Попутно были проанализированы самые распространенные мифы о пенсиях и пенсионной реформе. Ниже мы изложим основные моменты исследования, которое стало возможным благодаря проекту USAID "Медийная программа в Украине", который выполняется международной организацией Internews.


Необходимость пенсионной реформы обусловлена в первую очередь громадным дефицитом Пенсионного фонда, из-за чего его приходится пополнять из Госбюджета. Решение этой проблемы — одно из требований Меморандума с МВФ.

Другая проблема пенсионной системы — размер пенсий. К началу реформы 8 млн пенсионеров получали лишь минималку. К тому же размер выплат не зависел от стажа работы и заработка, с которого граждане платили взносы. Плюс правила перечисления пенсий до 1 октября 2017 г. были непрозрачными и включали различные коэффициенты, доплаты, надбавки и нерегулярную индексацию.

Для понимания сути реформы следует сперва разобраться, как устроена пенсионная система в Украине. Формально она состоит из трех уровней:

— солидарная пенсионная система, т. е., кто сейчас работает и платит ЕСВ, содержат тех, кто сейчас получают пенсии;

— накопительная система общеобязательного государственного пенсионного страхования. В ней накапливаются средства будущих пенсионеров, которые они платят на индивидуальные пенсионные счета. Эти средства инвестируют в различные ценные бумаги, акции, другие финансовые инструменты. Сумма накоплений и инвестиционный доход увеличат размер будущей пенсии;

— добровольное негосударственное пенсионное обеспечение, когда каждый желающий может накопить дополнительные пенсионные средства, например, в банке.

Реально в Украине функционируют только первый и третий уровень.

Пенсионная реформа началась с изменений в солидарной системе. Пенсии осовременили: их пересчитали по показателю средней зарплаты за 2014–2017 гг.. После чего выплаты повысились у 10,2 млн пенсионеров. Теперь пенсии будут ежегодно индексироваться на 50 % инфляции и 50 % от роста средней зарплаты.

Возраст выхода на пенсию будет зависеть теперь от страхового стажа; сколько лет человек работал и платил страховые взносы:

— 25 лет и более — выход на пенсию в 60 лет;

— 15–25 лет — в 63 года;

— 15 лет (минимальный стаж) — в 65 лет.

Прочие могут получать не пенсию, а социальную помощь, да и то после 65 лет.

Далее эти условия будут ужесточаться.

Так, в 2028 г., чтобы выйти на пенсию в 60 лет, нужно будет иметь 35 лет трудового стажа, в 63 года — 25–35 лет. Минимальный стаж останется на уровне 15 лет.

Изменили и оценку страхового стажа; если раньше каждый рабочий год учитывался с коэффициентом 1,35, то сейчас — 1.

Второй этап пенсионной реформы — введение общеобязательного накопительного страхования и совершенствование добровольного накопительного страхования. Но проблема в том, что согласно опросу USAID-2017, только 8 % наших сограждан готовы платить взносы в негосударственные пенсионные фонды при условии получения налоговой льготы на взносы.

Плюс ко всему нет единой концепции по второму уровню пенсионной системы. Вот главные из них:

— проведение реформы уменьшит количество пенсионеров более чем вдвое.

Но реформа сама по себе не может вызвать сокращения количества пенсионеров. Пенсионеры останутся таковыми независимо от реформы.

Другое дело, что темп прироста пенсионеров замедлится, ибо растут требования к возрасту и стажу плюс естественная убыль населения.

Теперь пенсионный возраст ниже средней продолжительности жизни.

Это не так. Средняя ожидаемая продолжительность жизни населения — 76 лет для женщин и 66 лет для мужчин. Кроме того, в данном случае некорректно использовать этот показатель, поскольку на него влияет смертность в раннем и среднем возрасте. Правильнее использовать показатель продолжительности жизни после выхода на пенсию, который в Украине составляет в среднем 18 лет.

Тем, кто хотел бы более детально ознакомиться с этой темой, авторы исследования рекомендуют обратиться к ресурсу "Пенсионная реформа" и на сайт Министерства социальной политики.