Номер 22 (1462), 20.06.2019

САПОЖОК
СЕВЕРНОЕ СОЗВЕЗДИЕ

(Продолжение. Начало в №№ 10-21.)

Верона - не маленький город. Здесь больше 270 тысяч жителей, и раскинулся он на обширной территории.

Достопримечательностей здесь столько, что за день не осмотреть. Могу только сказать, что в городе есть несколько прекрасных музеев, разместившихся, разумеется, в прекраснейших старинных зданиях. Музей естественной истории занял дворец Помпеи, в замке Кастельвеккьо находится городской музей. Есть еще уникальный Музей-лапидарий Маффеи - собрание могильных плит, истинных произведений искусства из мрамора и гранита. Отдельная тема - внутреннее и внешнее убранство многочисленных храмов, украшенных барельефами, фресками, великолепными витражами и мраморными скульптурами. Все это стоит посмотреть. Но времени, как обычно, на все не хватает. Мы делаем зарубку на память: Верона - это не только Ромео и Джульетта, неплохо бы сюда еще вернуться...

* * *

До чего же любили в старину пьесы с итальянским колоритом! Вот и широко известный Труффальдино был откуда? Правильно, из Бергамо. Этот небольшой городок (всего 39 квадратных километров и 117 тысяч жителей) расположен в предгорьях Альп в полусотне километров от Милана в провинции Ломбардия. Визуально Бергамо можно четко разделить на две территории. Старый город за высокими стенами взгромоздился на 300-метровый холм, а новый лежит в долине у реки По и занимает куда больше места. Эти как бы отдельные поселения нынче соединены фуникулером. Естественно, и дорога в гору тоже имеется. Но именно в нижнем городе на площади, где в старину шумел рынок и давали представления кочующие труппы, уже три века работает театр Доницетти. От тех бродячих трупп пошли все эти весельчаки Труффальдино-Арлекины.

...Сидя за рулем малолитражки, я выискивал въезд в старый город. Наконец увидел древнюю крепостную стену и арочный проезд в ней. Приблизившись, заметил полицейских и запрещающий знак. Сворачивать было поздно. Я притормозил и спросил стражей порядка, где главная площадь. Мне показали на арку. И мы снова тронулись в путь. Дальше было почти смешно. Дорога в гору вилась узким серпантином. Справа сплошной стеной стояли дома прошлых столетий, слева - тоже дома, но с редкими просветами переулков. Над всем этим - облачно-голубое небо. В просветах я заметил башню, которую взял за ориентир. Поскольку мы двигались по спирали, то башня редко мелькала в просветах домов. С каждым витком мы забирались все выше и... дальше от башни, пока не оказались над ее верхушкой. Вокруг нас была старинная застройка. Жилая. Без прикрас. Все самое интересное находилось в центре, который мы не могли найти. Кое-как развернувшись в узеньком переулке, стали спускаться с горы. Где-то на середине нашли место для машины и рядом - крутую лестницу с каменными ступенями. Вот по ней и добрались до главной площади с банальным названием Старая.


Бергамо. Старая площадь

На ней расположены старая и новая ратуши, а по углам - башни. Самую высокую из них я пытался сделать ориентиром. Надо заметить, что самая первая ратуша была построена в Бергамо еще в ХII веке и выходила на другую площадь, с собором. После пожара здание восстановили, во многом переделали, обустроили Старую площадь и вместо первого этажа ратуши сделали высокие открытые арки, через которые можно пройти на соседнюю площадь Дуомо. Самую высокую сигнальную башню венчает колокол. Он и теперь каждый вечер отбивает сто ударов. Это память о временах, когда городские ворота закрывали на ночь. Бергамо - один из немногих городов Италии, где сохранились средневековые стены, замки, башни. Верхний город опоясывает стена длиной больше шести километров. При ее постройке венецианцы снесли больше двухсот домов и семь церквей. На тот момент город получил 32 сторожевые башни и 14 бастионов. Строили укрепления долго, почти триста лет. Все это время никто не воевал и многочисленные помещения использовали под склады. Когда же в эти края пришел Наполеон, он взял город без боя. Так завершалась прекрасная эпоха венецианского господства в регионе.

Давайте вернемся на Соборную площадь. На нее выходит балкон, с которого глашатаи сообщали народу о принятых правителями решениях. На фасаде ратуши красуется крылатый лев, напоминающий о том, что 350 лет главными здесь были венецианцы. Позже, в ХVIII веке, на ратуше установили солнечные часы. В комплекс Старой площади входит не только новая ратуша, но и Дворец правосудия. В центре пространства - фонтан Контарини со сфинксами и змеями. Наверняка стоит обратить внимание на Палаццо Нуово, в котором разместили одну из самых крупных библиотечных коллекций страны - свыше 700 тысяч книг и больше двух тысяч произведений, изданных до 1500 года.

Мой ориентир - 57-метровая башня была построена в ХI веке купцами богатого рода Суарди. Они владели ею несколько веков, ибо в старину было престижно строить башни выше, чем у соседей. Но город выкупил это строение, сделал башню сигнальной и навесил на нее колокол. Из других подобных сооружений интересна, например, башня Адальберто. Ее история берет начало в десятом веке. В ней очень мало окон. Неудивительно, что в Средние века она служила тюрьмой. Какое-то время тюрьма была в замке Рокка, что стоит возле фуникулера, идущего снизу. Но в этом круглом замке сначала жили, потом хранили порох и содержали преступников. Нынче здесь Музей освобождения и Сопротивления. А вокруг парк с видом на нижний город. Несмотря на свою небольшую площадь, Бергамо удивительно зеленый город. Кажется, что все пространство за крепостными стенами - сплошной парк на склонах горы. Да и ощущение постоянного пребывания в музее не оставляет ни на миг. Все тут - живая история. Есть несколько неброских с виду храмов, которые строили начиная с ХI века. Внутри каждого - фрески, мрамор, витражи.

Все большие и малые города Северной Италии зовут вас к себе. Не было ни одного, где мы не нашли бы больше того, что ожидали.

* * *

В период расцвета Венецианской республики ее богатые жители (а таких было немало) строили загородные виллы по всей территории своего владычества. Виллы украшали, приглашая лучших мастеров. Таких зданий были тысячи. Добирались и до укромных уголков в предгорьях Альп вблизи живописных озер. Самые известные сегодня из них - Гарда и Комо. Однажды, возвращаясь из очередного сказочного городка, мы свернули к озеру Комо, лежащему на высоте двухсот метров над уровнем моря.


Гидроплан на озере Комо

Это огромное водяное зеркало тянется до самой границы со Швейцарией и имеет форму латинской буквы V. Таким образом, водоем как бы расходится на два рукава, вдоль которых выросли отели, кемпинги и виллы знаменитостей со всего мира. На берегах озера стоят городки Комо и Белладжо, а также небольшие поселки. Прозрачный воздух, чистейшая прохладная вода, сквозь толщу которой видны маневры сытых рыбин, горное полукольцо, защищающее озеро от северных ветров, - все это сделало местность привлекательной для отдыха. Но очень дорогой! Заехать для того, чтобы полюбоваться природой, может каждый. Позволить себе пожить здесь даже недолго могут избранные. Хотя в окрестных кемпингах находят приют любители путешествий разного достатка. Отсюда всего сорок километров до Милана, и легко попасть во множество других местечек Северной Италии.

* * *

Не знаю, почему круизные суда так редко заходят в этот порт. По крайней мере мы сюда попали почти случайно. Пряное имя Специя мало говорит даже заядлым туристам. Хотя сам городок с населением в сотню тысяч жителей нам приглянулся.

Все интересные места здесь легко обойти пешком. Как только выйдете из порта, почти сразу увидите на склоне над площадью необычное сооружение. Довольно большой бетонный круг с крестом. Это современная церковь. Там и внутри все очень просто устроено. По кругу стоят обычные деревянные стулья, в центре - кафедра, на одной из полукруглых стен почти неприметное распятие и масса рисунков на библейские темы, выполненных, похоже, детской рукой.

Специя. Морской музей

Нам посоветовали зайти в местный Морской музей. По дороге прошли чисто прибранную площадь с монументальными зданиями. Это образец архитектуры первой трети прошлого века. На площади Верди разместились префектура, власти провинции, почта и классический лицей. Все солидно, но не очень интересно.

Куда веселей смотрелся обширный городской парк, утопавший в зелени, из которой выглядывали белые изваяния мифологических персонажей. Впрочем, на самой большой парковой поляне восседает на коне отнюдь не сказочный герой, а сам Джузеппе Гарибальди, памятников которому не счесть.

На месте теперешней Специи издавна искали места для лодок. Едва ли не первыми тут отметились этруски. В Средние века местечко контролировала могучая Генуя. Связь с ней до сих пор крепка. Сразу после воссоединения Италии между городами была проложена железнодорожная ветка. По морю тут и вовсе рукой подать. Море и есть главный козырь города. Начиная с XIX века Специя становится крупным торговым портом. Уже тогда тут создали судоверфи и военные заводы. В начале прошлого века здесь размещается одна из основных военно-морских баз Италии. Есть она и по сей день. Вот только в годы Второй мировой этот факт сослужил городу плохую службу: его бомбили особенно рьяно, разрушив всю прибрежную зону. Впоследствии пришлось перестраивать часть старого города.

Сегодня широкая, засаженная деревьями набережная не таит следов разрушения. Только над водой стоят старинные корабельные пушки, повернутые дулами к морю, и как бы грозят невидимому неприятелю ответом на агрессию.

У Специи есть связь с Израилем, где этот город называют "Дверью в Сион". Дело в том, что в 1945-1948 годах Специя была перевалочным пунктом, через который в Палестину отправили порядка 25 тысяч евреев, выживших в фашистских концлагерях...

В позапрошлом веке в городе был построен большой военный арсенал для нужд морского флота. Его используют и сегодня. Естественно, что вход туда, как и на военную базу, посторонним запрещен. Но перед запретной зоной за мостиком, перекинутым через бывший крепостной ров, открыли небольшой Морской музей. Билет в него стоит смешных полтора евро, а вот экспонаты внутри очень оригинальные. Не буду говорить о десятках видов стрелкового оружия прошлых столетий, о пушках со старых парусников. В небольших залах экспонируют полторы сотни филигранно выполненных моделей судов разных эпох - от Колумбовой каравеллы до кораблей времен Второй мировой. Морские мины и торпеды, пусковые аппараты, допотопное снаряжение водолазов прошлого века, фрагменты маяков и сигнальные фонари, первые радиопередатчики и шифровальные машины. Очень занятные экспонаты. Но самое большое впечатление оставили деревянные фигуры, которыми в старину украшали носы парусников. Их в музее несколько десятков. Одна фигура краше другой.


Специя. Городской парк и... Гарибальди

Для полного знакомства со Специей оставалось только побродить по старым кварталам, чудом уцелевшим после бомбардировок. Здесь тоже нашлись интересные здания, соборы из Средневековья и расположенный в бывшем францисканском монастыре Музей Амедео Лиа. Это собрание художественных произведений мастеров Средневековья и Ренессанса. Учитывая небольшой наплыв народа в сам городок, по музею можно ходить в тишине и без толпы сопровождающих вас лиц.

Поскольку город в большей степени рабочий, днем местного населения на улицах очень мало. Да и сфера обслуживания специфична. Цены на все ниже, чем в мегаполисах, а сервис ничуть не хуже. Вот такая Специя...

(Продолжение следует.)

Аркадий РЫБАК.

Фото автора.

Полный текст путевых записок
Аркадия РЫБАКА
издан 3-томником под названием
"Хорошо ли там, где нас нет?".

Книги можно приобрести
в редакции газеты "Порто-франко"
(тел.: 649-656, 649-503, 649-668)
и во Всемирном клубе одесситов

(www.odessitclub.org)