Номер 20 (1460), 6.06.2019

"ГАРДЕНИЯ" С ФЛЕРДОРАНЖЕМ

Театр "На Чайной" поразил спектаклем "ХХ. Семейная хроника" по мотивам пьесы польского драматурга Эльжбеты Хованец "Гардения".


Такую пьесу о четырех поколениях женщин в одной семье, по которой прошлась война, нанеся необратимую травму, можно было бы написать и на одесском материале. Может быть, зря режиссер отказался от "девочкового" названия "Гардения" и рассуждений героинь о том, приносит сей цветок счастье в свадебном букете или нет. Оставил им в качестве переходящего вымпела свадебный венок из флердоранжа с фатой. Но это святое право постановщика. Режиссер спектакля, заслуженный артист Украины Юрий Невгамонный передает трагедию женщины, безуспешно ищущей счастья в каждом новом своем продолжении.

Пани Хованец писала о прошлом своей семьи, конечно, со слов своих родственников, неизбежные нестыковки и противоречия ею ясно осознаются, ирония окрашивает финальный эпизод спектакля, в котором уже умершую прабабушку называют ветераном Армии Крайовой, а та, незримо присутствуя, комично раздувает щеки. Главная героиня, Марыся, была в подполье вместе с мужем, красавцем польским офицером Игнацием, а в итоге у нее оказался на руках ребенок от немецкого офицера, муж такой ценой освободился, а затем и отстранился.

Не радует дочь, которую она величает "немецким ублюдком", а та то нежно льнет к матушке, то показательно капризничает, но мама присосалась к бутылке, словно младенец к материнской груди... Марыся на наших глазах очаровательно спивается, и как можно на нее сердиться, когда она спустя годы хитростью и шулерством выманивает уже у внучки деньги на выпивку? Война крепко проехалась по женским судьбам этого семейства, не пощадив ни статную аристократку Марысю (Анна Милёшина), ни стройную деловитую полунемочку, ее дочь (Валерия Задумкина), ни ищущую в жизни только удовольствий внучку с лепными коленками, словно придуманными для твиста (Ольга Белоконь), ни сухарика-правнучку, предпочитающую партнерство без брака (Ангелина Смиян). Для каждой героини хореограф Диана Костыка поставила танец, свой эффектный танцевальный номер-выход под старый патефон. В эти моменты женщинам кажется, будто их жизнь такая, как надо, как по нотам... Но поди разберись, почему передающийся по наследству венок с фатой приносит новые проблемы, а не счастье.

Подчеркнуть изумительную внешность и стать героинь, отдавая дань конкретике эпохи, смогли художник по костюмам Анна Вишневская и гример Алиса Встречинская. И в финале каждый зритель желает, чтобы у следующей чудесной девочки, которой беременна правнучка Марыси, все сложилось наилучшим образом, чтобы и гардения в букете принесла счастье, и венок из флердоранжа оказался к лицу. Но для этого надо, чтобы мужчины были достойны, надежны и верны...

В. С.

Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.