Номер 26 (1221), 11.07.2014

О СЛЕДОВАТЕЛЯХ ЗАМОЛВИМ СЛОВО

В первый день июля отметили свой профессиональный праздник следователи органов внутренних дел. В этом году исполнился 51 год создания этой службы.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 года право проведения предварительного следствия было передано Министерству охраны общественного порядка, которое позже было переименовано в МВД СССР. Введение Указа в действие и положило начало деятельности следственного аппарата органов внутренних дел. Его основание в органах внутренних дел имело закономерный характер. Оно было обусловлено практическими потребностями борьбы с преступностью. Практика показала, что такое решение оказалось вполне оправданным. За 50 лет органы предварительного следствия МВД сформировались и окрепли, определились наиболее целесообразные структура, стиль и методы работы. История же становления органов предварительного следствия началась гораздо раньше официальной даты основания.

Согласно Уставу уголовного судопроизводства, принятому в 1864 году, была заложена идея процессуальной самостоятельности следователя, которая нашла отражение во всех последующих уголовно-процессуальных законах государства. В своем дальнейшем развитии органы предварительного следствия претерпели ряд серьезных реформ. Первая из них состоялась уже в 1922 году, когда в соответствии с принятым новым уголовно-процессуальным кодексом весь следственный аппарат был сосредоточен в системе органов юстиции, а в уголовном розыске отменялся. Одновременно расширялась компетенция органов дознания. Если следователям поручали проведение предварительного расследования по 60 составам, то органам дознания - 89.

В 1928 году следственный аппарат перешел под руководство прокуратуры. А уже 20 октября 1929 года было принято решение, которое предоставляло прокурорам право поручать милиции расследование любого преступления. На практике это привело к тому, что в течение 30 последующих лет милиция, не будучи по закону органом предварительного следствия, тем не менее расследовала в полном объеме уголовные дела всех категорий. Для обеспечения этой деятельности в 40-е годы в органах внутренних дел на основании ведомственного приказа были созданы свои следственные подразделения во главе со следственным отделом Главного управления милиции МВД СССР.

Принятые в 1958 году Основы уголовного судопроизводства предоставили право выполнения предварительного следствия только следователем прокуратуры и госбезопасности, в связи с чем следственный аппарат милиции был вновь ликвидирован. Вместе с тем оказалось, что из-за большой загрузки следователи прокуратуры были не в состоянии обеспечить расследование всего массива уголовных дел. Органы дознания, по существу, продолжали выполнять функции предварительного следствия и передавали возбужденные уголовные дела для окончания расследования в прокуратуру лишь тогда, когда значительная часть работы по ним была выполнена. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 года вступил в силу с 1 июля 1963 г., и именно эта дата стала днем профессионального праздника работников следственных аппаратов органов внутренних дел, которую отмечают начиная с 1998 года.

Уже первые результаты деятельности следователя аппарата в органах внутренних дел засвидетельствовали, что он способен решать самые сложные проблемы расследования. Новое законодательство, в частности УПК УССР 1961 г., значительно расширило полномочия следователя, увеличило его процессуальную самостоятельность, а также и ответственность за эффективность проведения предварительного следствия. Процессуальная самостоятельность следователя заключалась в том, что все решения о направлении предварительного следствия и о проведении следственных действий он принимает самостоятельно, за исключением тех случаев, когда закон предусматривает необходимость получения санкции прокурора.

Положительным в деле совершенствования и улучшения руководства следственными подразделениями в органах внутренних дел УССР стало утверждение приказом министра внутренних дел УССР от 5 августа 1974 Положения о следственном управлении МВД УССР, в котором, в частности, отмечалось, что Следственное управление является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата МВД УССР, его возглавляет начальник, который подчиняется в своей деятельности министру внутренних дел УССР и начальнику Следственного управления МВД СССР.

Провозгласив независимость в 1991 году, Украина фактически унаследовала органы предварительного следствия, которые существовали в СССР. Министерство внутренних дел Украины в свою очередь унаследовало подразделения предварительного следствия системы органов внутренних дел УССР. Понятно, что нормативно- правовые акты, которыми регулировалась их организация и деятельность, требовали существенных изменений.

Важной вехой в системе следственных органов стало 20 ноября 2012 года, когда в Украине вступил в силу новый Уголовно- процессуальный кодекс. Отметим, новый Уголовно-процессуальный кодекс - кодифицированный закон, определяющий порядок уголовного судопроизводства на территории Украины, в корне изменил судебную и следственную процедуру.

Прийти в эту профессию может любой человек с юридическим образованием, а вот работать дальше сможет не каждый. Ведь следователям приходится постоянно сталкиваться с человеческим горем, и выдержать это испытание может только человек, по- настоящему сильный духом. Тем не менее в настоящее время в системе ОВД Одесской области работают почти 712 тыс. следователей, которыми ежегодно расследуется 27 тыс. уголовных производств, направлено в суд более 3 тыс. производств.

На сегодня оперативная обстановка в области требует от следователя аппарата ГУМВД принятия эффективных мер для обеспечения надлежащего функционирования следственных подразделений, раскрытия и расследования преступлений в соответствии с требованиями закона, с неуклонным соблюдением гарантированных Конституцией Украины прав и свобод граждан. Каждый должен работать с максимальной самоотдачей, проявлять инициативу и настойчивость. И личный состав следственных подразделений органов внутренних дел Одесской области понимает свою роль в обеспечении надлежащего состояния правопорядка в регионе.

А. Т.