Номер 36 (1083), 23.09.2011

"В пожелтевшей пачке старых писем..."

Боюсь, что немногие сегодня помнят романс, начинающийся словами, положенными в название этой заметки. Немногие представляют себе, что переписка между женихом и невестой может быть ежедневной. Нет, не через e-mail, и не в скайпе, а вручную, на красивой открытке, пером и чернилами. И что писать можно так интересно, так нежно, так одухотворенно и тонко...

Кстати, сегодня трудно себе представить, что сто лет назад, и даже в период Первой мировой войны, почта так четко работала, что задержка письма на два дня вызывала недоумение и волнение.

В культурном центре БФ "Хесед Шаарей Цион" состоялась встреча с Рафаэлем Айзенштадтом и Галиной Педаховской - одесситами, проживающими ныне в Дюссельдорфе (Германия).

Такие встречи стали уже традиционными. Ведь, к счастью, миновало то время, когда уехавших на ПМЖ называли "неверморцами" от английского "nevermore" - "никогда больше".

Поэтому почти ежегодно Рафаэль и Галина приезжают в Одессу и проводят встречи, из которых мы узнаем о жизни творческих людей вдали от Родины.

Для названия программы нынешней встречи авторы тоже выбрали известную поэтическую строчку: "ЭТО БЫЛО НЕДАВНО, ЭТО БЫЛО ДАВНО..." (подзаголовок: "перед вами наяву и на экране").

Представшие наяву перед пришедшими на встречу одесситами Рафаэль Айзенштадт и Галина Педаховская продемонстрировали на экране старые, скорее даже старинные, фотографии семьи Рафаэля. Удивительно красивые, не просто не современные, а какие-то нездешние облики бабушек, дедушек, родителей и самого маленького Рафа. Но, как вы поняли из начала этой заметки, были и письма, переписка жениха с невестой накануне свадьбы. Переписка дедушки и бабушки Рафаэля. Исаака и Хаи (или Нюрочки, как называл ее в письмах жених). Переписка, которая началась ровно 100 лет назад. Эту часть своей программы авторы назвали "Роман в открытках". На экране изумительные (коллекционные) открытки начала прошлого века сменяли одна другую, а Раф и Галина поочередно читали их содержание.

На глазах у многих стояли слезы от неимоверной красоты человеческих отношений.

Затем Галина рассказала о созданном ею журнале "Оазис" и прочитала некоторые из напечатанных в нем стихов.

Зрители смогли познакомиться и с театральной деятельностью этой неутомимой талантливой четы. На экране были показаны отрывки из пьес, поставленных и сыгранных в самодеятельном "Айзен-Stadt-Theater". Репертуар театра в основном состоит из пьес, в которых гоголевским персонажам не чужды проблемы, с которыми сталкиваются сегодняшние эмигранты (использованы такие произведения Гоголя, как "Нос", "Майская ночь, или Утопленница", "Записки сумасшедшего" и др.). Авторы пьес и актеры, исполняющие некоторые роли, как говорится, - "те же".

Конечно, разговор шел и о ежегодном Международном поэтическом турнире, созданном в 2001 году четой Айзенштадт- Педаховская в Дюссельдорфе. В этом году удалось издать "Золотую книгу", в которую вошли лучшие произведения участников турниров 2001-2010 - всех этих лауреатов, призеров, олимпийцев. Эта "золотая", во всех смыслах (в том числе и по дизайну), книга была продемонстрирована наряду с более скромными, ежегодно выпускаемыми сборниками стихов участников турниров. И снова звучали стихи.

Серьезные разделы встречи перемежались с шуточными перифразами на известные популярные песни в исполнении Рафаэля Айзенштадта.

Елена КОЛТУНОВА.