Номер 18 (1065), 20.05.2011

С НОВОЙ МУЗЫКОЙ - В РЕЖИМЕ НОН-СТОП

В Одессе состоялся XVII международный фестиваль "Два дня и две ночи новой музыки", в очередной раз изменив представление о том, что такое академическое музицирование по-новому. Концерты в режиме нон-стоп проходили в Большом зале (днем) и нижнем фойе (по ночам) Одесской филармонии.

Программа "2Д2Н", начинаясь в четыре часа дня, завершается далеко за полночь, затем пауза, передышка, и второй заход. Слушателю приходится чем-то жертвовать, и это сложно, ведь поделить происходящее на концерты непросто: могут произойти замены, перестановки, запаздывания. Бывалые меломаны делают акцент именно на ночных выступлениях, особенно завершающих, ведь на финал приберегают самое "вкусное". В этом году последние звуки фестивальной программы отзвучали в четыре часа утра. И слушатели при этом оставались бодрыми, ведь им было все интереснее и интереснее!

ЗВЕЗДЫ ПЕРКУССИИ

Безусловно, одной из ярких звезд фестиваля стал замечательный перкуссионист из Эквадора Кристиан Орозко, студент Одесской музыкальной академии имени Неждановой.


Выступая и соло, и в составе молодежного ансамбля "Senza sforzando", и в составе ансамбля перкуссии своей альма-матер. Последний ансамбль, исполняя пьесу Владимира Рунчака "О том, как казаки султану письмо писали", невзирая на интернациональный состав, облачился в украинские шаровары и вышиванки. Мировую премьеру пьесы того же Рунчака "Homo Ludens № 7" Кристиан виртуозно исполнял на всех, кажется, видах перкуссии плюс батарея пивных бутылок, до разных уровней заполненных водой, а завершилось все задорными криками не без акцента: "Будьмо, гей!" Как композитор молодой музыкант тоже оказался весьма убедителен, его пьеса "Пятеро братьев", мировая премьера которой состоялась на фестивале в исполнении автора, показала: совершенное владение игрой на маримбе лишь средство. Музыкальное мышление Кристиана Орозко весьма глубокое и позитивное, что, казалось бы, редкость в наше время. Сейчас парень изучает перкуссию под руководством Алексея Рало, а композицию - в классе Кармеллы Цепколенко, известного композитора, профессора, арт-директора "2Д2Н". А начал овладевать профессией перкуссиониста Кристиан в Высшей национальной консерватории музыки Кито (Эквадор) у Андреаса Карреры, участвовал в международных фестивалях в Швейцарии, Бразилии, в одесских "Двух днях...", получил первую премию на первом конкурсе духовых и ударных инструментов во Львове.

Другая, не менее яркая звездочка - японка из Фрайбурга Сакико Яцуи. Эта участница ансамбля перкуссии Фрайбургского университета музыки Сакико Яцуи, исполняя пьесу "Татами", принадлежащую авторству президента фестиваля Бернхарда Вулфа, жарила яичницу и заваривала чай. При этом Сакико блистательно выдавала бешеную дробь наряду с мужчинами, своими коллегами из Tрайбурга Максом Рифером, Николасом Рийдом, Доменико Мелькиорре. Последний номер фестивальной программы, пьеса Стива Райха "Drumming", просто, что называется, порвала зал. Профессиональный термин "драмминг" может означать как негативное определение ("бубнение", "бубниловка", "бубнеж"), так и позитивное, связанное с качествами барабанщика - чувством ритма, силой удара, выносливостью. В данном случае название пьесы Райха относится ко второму варианту. Так что не позавидуешь тому, кто попробует ограничить жизненное пространство для хрупкой Сакико рамками кухни да чайных церемоний...

ПАРАД ДУЭТОВ

Камерный формат фестиваля обусловил присутствие камерных составов, преимущественно состоящих из двух исполнителей. Среди них - гости из Швейцарии Франциска Вельти (сопрано) и Мориц Мюлленбаха (виолончель), которые в числе прочего исполняли сочинения одесситок Юлии Гомельской и Людмилы Самодаевой. Еще один небанальный швейцарский дуэт составили Матс Шайдеггер (гитара) и Гарри Бергер (электроника). Радостное впечатление произвели скрипичный дуэт "Инновация" из Польши (Анна Савицкая и Якуб Дзялак), украинский дуэт Остапа и Ольги Шутко (скрипка и виолончель). Оригинальный репертуар представили шведы - вокалистка Моника Даниэльсон и перкуссионист Пер Сегрен, особенно врезались в память "Песни стюардессы" Анны Эриксон, во время исполнения которых музыканты вышли на сцену с чемоданами на колесиках.

РЕДКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ
И ЗАБАВНЫЕ ИГРУШКИ

В поисках оригинальных эффектов и тембровых сочетаний довольно далеко пошло швейцарское "Контра-трио". Пьеса с использованием детских игрушек под названием "Призывая единорога" принадлежала авторству солистки ансамбля, флейтистки Мадлен Бишоф. Эта хрупкая женщина не только изумительно управлялась с огромной контрабас-флейтой, но и создавала неповторимую атмосферу детской сказки при помощи играющего нежную мелодию органчика. Постепенно в ткань музыкального произведения вплетались другие звуки детской: писк резиновых куколок и шорох страниц иллюстрированной книжки о морских обитателях. В этом эксперименте с явным удовольствием участвовали коллеги автора Томас К. Й. Майер (контрабас - саксофон) и Лео Бахман (туба). Особенностью трио является то, что собственно игры на редких инструментах публика так и не услышала, исполнительская ставка была сделана на эффекты вроде мерного выдыхания в мундштук, пощелкивания по раструбу и тому подобным "кунстштюкам". Необычные приемы игры - отдельная ветвь поисков новой музыки.

ТОЖЕ НОВАЯ,
НО БОЛЕЕ АКАДЕМИЧЕСКАЯ

Бытует строгое мнение, будто диатоническая музыка себя исчерпала, из семи нот больше ничего оригинального не создать, остается экспериментировать с шорохами, свистами и позвякиваниями. С этим не согласна одесская пианистка Татьяна Кравченко, представившая в хорошем смысле более привычную для слуха программу из произведений Нестора Тейлора пьесы из цикла "За закрытыми дверями"), Богдана Кривопуста ("Клавирштюк № 4") и Юрия Поволоцкого ("У - кроп - кроп" в подражание Гии Канчели).

- Моему выбору устроители фестиваля доверяют, - прокомментировала Татьяна. - Все-таки я участвую в "Двух днях и двух ночах" с самого первого фестиваля. Диатоника "просвечивает" сквозь многое, что я услышал на этом фестивале. Преобладание ярко выраженных мотивов - это общая тенденция, характерная и для одесских композиторов Юлии Гомельской, Кармеллы Цепколенко. Двадцать первый век подразумевает широкое использование всех уже существующих тенденций, опыт всех техник, всех школ.

ЭТНО - КЛАДЕЗЬ ИДЕЙ

"2Д2Н" всегда ищет вдохновение в национальных мотивах и тембрах. На этот раз - в искусстве вокального дуэта сестер Бадамхорол из Монголии, а также исполнительницы на литовском народном инструменте канклес (модификация гуслей) Айсте Бружайте - Вайцекавскьене. С успехом исполняли новую музыку одесское трио бандуристок "Мальвы", домристка Ирина Лукьянчук, баянистка Валентина Солоненчук.

КОРОЛЬ БАС-КЛАРНЕТА

Бельгийский музыкант Стефан Вермейрш в Одессе на фестивале не впервые, но, конечно, чаще его видят и слышат на концертных площадках в Бенилюксе, Франции, Германии. Выпускник Гентской Королевской консерватории, он в совершенстве владеет кларнетом, бас-кларнетом и саксофоном, сам пишет пьесы. Музыкальным приветом землякам от ныне живущей в Нидерландах одесситки Светланы Азаровой оказалась ее пьеса для бас-кларнета соло "Перекричать, переступить и перегнать", которую с необыкновенной выразительностью исполнил на фестивале Стефан Вермейрш.

ОДНА, ДВЕ И ДАЖЕ
ШЕСТЬ РУК

Президент фестиваля Бернхард Вулф, подводя итоги, заметил: "У нас играли на фортепиано в одну, две и даже шесть рук!" Вот что имелось в виду. Большинство выступавших пианистов, само собой, играли двумя руками. А вот Александр Перепелица-младший, пианист и руководитель одесского ансамбля "Senza sforzando", исполнил пьесу Кармеллы Цепколенко "Соло- солиссимо № 2" для правой руки. Втроем сидели за одним роялем известные одесские пианисты Юрий Ракул, Дина Резник и Кира Майденберг, исполнившие пьесу Альфреда Шнитке "Приношение Стравинскому, Прокофьеву и Шостаковичу" для фортепиано в шесть рук. Эффект был, и не только звуковой!

ФЕСТИВАЛЬ ДАЕТ ВСХОДЫ

Тема живой преемственности и дань уважения одесским традициям были проявлены участниками программы, посвященной памяти композитора Александра Красотова. Из его класса вышли известные ныне композиторы Юлия Гомельская, Людмила Самодаева и Кармелла Цепколенко, она же арт-директор "2Д2Н".


Произведения мастера исполняли струнный квартет "Гармонии мира" (Одесса), перкуссионисты из Фрайбурга и одесский дуэт "Ton-Temple" в составе юных музыкантш, пианистки Надежды Гомельской и гобоистки Юлии Кузьминой. Надя - дочь композитора Юлии Гомельской и многообещающая исполнительница. Два фильма 16- летней одесситки Мадины Везировой с музыкой ее бабушки Людмилы Самодаевой составили эффектный "Мадина-мультимедиа-проект".

- Мы увидели некоторые всходы нашего фестиваля, опыты молодых, которые были детьми, когда мы начинали фестиваль в Одессе, - говорит Бернхард Вулф. - Сегодня он является площадкой для развития музыки во всем мире.

Думается, эти всходы дадут щедрую поросль - среди фестивальной публики и в этом году было много молодежи. Были и совершенно неподготовленные слушатели, которые создавали неудобства производимым шумом, - что ж, это говорит о том, что "2Д2Н" не замкнулись в рамках мероприятия для посвященных, остаются престижной и привлекательной площадкой. Возможно, следует строже объявлять перед исполнением каждого номера о необходимости отключить телефоны и соблюдать тишину... Остальное сделает новая музыка.

Виолетта СКЛЯР.

На фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО:
- Кристиан Орозко (Эквадор);
- Мадлен Бишоф
(контрабас-флейта, Швейцария);
- у рояля - Александр Перепелица-младший (Одесса);
- участница ансамбля "Senza sforzando"
Юлия Кузьмина (гобой)
и Пан Тинтин (флейта).