Номер 42 (1038), 29.10.2010

ЕСЛИ ЕСТЬ МЕЧТА...

На статью о художнике и веб-дизайнере Евгении Ларионове (см. "Порто-франко" от 22 октября) мы получили письмо из российской столицы. Откликнулся Иван Фокин, выпускник исторического факультета ОНУ им. Мечникова, который ныне учится в магистратуре Высшей школы экономики (Москва). Его судьба не менее сложна и столь же показательна. Впрочем, предоставим слово самому Ивану.

Так получилось, что изначально я родился с врожденными аномалиями стоп, малые берцовые кости были искривлены до такой степени, что вообще не мог ходить. Первые четыре года жизни были посвящены тому, как бы меня поставить на ноги. Старались это делать всей семьей, особенно большую роль в этом сыграл мой прадед Дмитрий Васильевич, который сумел добиться, чтобы меня оперировала одна из лучших хирургов детской областной больницы...

Тетя преподавала в одесской школе номер 77, куда и было решено меня определить - под ее присмотр. Первые годы обучения давались трудно: материал усваивал тяжело - в силу разгильдяйства и природной лени. И только благодаря огромной тетиной любви и ее педагогической настойчивости постепенно привык самостоятельно учиться, и с шестого-седьмого класса начал полностью самостоятельно готовить уроки, правда, не без периодических встрясок со стороны тети и бабушки, хотя со стороны последней в меньшей степени. После двух-трех лет усиленного приучения к чтению, вплоть до применения нормативов - на каждый день читать по 30 страниц - художественная литература и всякие познавательные книжки стали моей страстью. Можно сказать, что я вырос на книгах таких авторов, как Жюль Верн, Рафаэль Сабатини, Майн Рид, Андрэ Моруа, Александр Дюма, на рассказах о героических страницах русской истории С. Алексеева и С. Сергеева-Ценского, повестях Аркадия Гайдара. Когда мне было лет 12, тетя дала мне почитать замечательную книгу Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке". Прочтя ее, я понял, что те проблемы, которые у меня существуют с ногами, это все ерунда, по сравнению с тем, что пережил Алексей Мересьев. Кстати, и по сей день эта книга является одной из моих любимых.

Все это, можно сказать, в комплексе сформировало мое мировоззрение: вечный оптимист с доброжелательным отношением к окружающим. Несомненно и то, что на мою благожелательность к другим людям повлияло и само воспитание: после всех моих конфликтов, драк в школе и во дворе я "получал" от родителей первый. Не припомню такого случая, чтобы мне после какого-то конфликта сказали, что ты был прав в той или иной ситуации. С одной стороны, это сформировало на некоторое время (в определенной степени) комплекс вины, но именно он помогает мне сегодня признавать свои ошибки в общении с другими людьми и выстраивать более или менее хорошие взаимоотношения. За те годы обучения в школе, когда я испытывал дефицит общения с одноклассниками (в силу пресловутого статуса "учительского ребенка" да и собственной скованности), а также в тот период обучения на историческом факультете ОНУ имени И. Мечникова, когда я, обладая большими амбициями (не всегда обоснованными), плохо находил диалог с администрацией факультета, понял, что основная ценность - это человек, его мысли, его чаяния. Довольно часто мне попадало и попадает до сих пор за то, что я, как говорится, "и нашим, и вашим". Может, это и так, но на самом деле для меня основной ценностью являются люди и хорошие отношения с ними, как бы к ним ни относились мои друзья, знакомые. Среди основных принципов, которыми я пользуюсь в своей общественной деятельности, - принцип древних римлян: "выслушаем же и вторую сторону".

Кстати, свою общественную деятельность я отношу к своего рода самокомпенсации физического состояния: под влиянием книг, художественных фильмов и семейного воспитания я всегда хотел принимать в жизни такое же участие, как и здоровые люди, и даже быть в авангарде. Когда я читал Сабатини или Жюль Верна, меня тянуло на приключения, путешествия, хотелось узнать ближе других людей, другие культуры. И в последние три года я стал активно реализовывать свою тягу к путешествиям - езжу на разные мероприятия по Украине и России. Сохраняю определенную долю авантюризма, который сочетается еще с настойчивостью: так, три года я принимал участие в одном престижном студенческом конкурсе, пока, наконец, не достиг победы.

Я постоянно нахожусь в поиске, правда, порой не знаю сам, что ищу конкретно, но ищу. Наверное, свое место в обществе. На сегодняшний день я являюсь студентом московского вуза, получаю второе высшее образование, политологическое. Хочу по максимуму использовать возможности своего пребывания в Москве - в личностном и карьерном росте.

А вот к чему я веду весь этот разговор: если у человека есть какая-либо мечта, он в состоянии ее осуществить, невзирая ни на какие трудности, в том числе, и природные недостатки. Главное - не торопиться, а просто держать эту мечту в голове и в подходящий момент использовать предоставленные судьбой возможности для ее достижения. Я хорошо запомнил, что сказала генеральный директор "Нового канала" Ирина Лысенко на встрече со студентами: "Если у вас есть мечта, то все окружающее вас будет вам помогать в ее реализации, важно только не сидеть сложа руки". А от себя добавлю словами А. Чехова: "Дело надо делать".

Послесловие. С Ваней Фокиным мы знакомы не первый год, и, судя по моим наблюдениям, этот маленький (по росту), но с большой энергией и амбициями человек еще себя покажет. Впрочем, и сейчас перечень его достижений весьма весом. Выступления на научных конференциях в Киеве, Харькове, Львове, Днепропетровске, Санкт-Петербурге, разумеется, и в Одессе. Несколько опубликованных научных статей (в т.ч. по истории Одесской киностудии 1920-х годов). Победы на региональных этапах конкурса "Новейший интеллект Украины" в 2008 и 2010 гг. Участие в стипендиальной программе "ЗавтраUA" Фонда Виктора Пинчука. Наконец, победа в многопрофильной олимпиаде, которую проводила московская Высшая школа экономики, по профилю "Политический анализ и публичная политика", что и дало ему возможность учиться в магистратуре одного из самых престижных вузов СНГ.

Подготовила Раиса КРАЕВА.