Номер 27 (1023), 16.07.2010

РЕПЛИКА

СКАЖИТЕ СЛЕДОВАТЕЛЮ ПРАВДУ

Итак, в Германии найдена похищенная в конце августа 2008 года из Музея западного и восточного искусства картина Караваджо "Поцелуй Иуды, или Взятие Христа под стражу". Но уже прозвучали сомнения: эта работа самого художника или искусная подделка. Вот что сказал по этому поводу директор музея Владимир Островский во время пресс-конференции:

- Стопроцентно определить, нашу картину нам вернут или не нашу, может только коллектив музея. Просто потому, что мы жили бок о бок с этой картиной многие десятилетия. Мы знаем некоторые тонкости этого холста - те отметины времени, которые остались даже со времён пребывания в нашем музее. Естественно, этого всего мы вам никогда не скажем - это мы знаем. Мы узнаем свою картину так же, как мама с лёгкостью узнаёт своих близнецов и никогда их не путает.

Автор этих строк внес предложение:

- Может быть, есть смысл во избежание дальнейших спекуляций записать эти особенности, положить в конверт, в банк? А потом с другими уважаемыми людьми вскрыть. И будет видно: вот, мы писали то-то и то.

- Знаете, - ответил директор, - может быть утечка информации даже в банке. Лучший банк - это наши головы.

И вот тут я позволю себе усомниться в праве директора музея на тайну о "Поцелуе Иуды". Директор и его коллеги относятся к картине, как к своему ребенку. И это по-человечески понятно и трогательно. Но всё-таки картина является общенародным достоянием, а не экспонатами частной коллекции. Если бы Караваджо не похитили, если бы совместными усилиями мы её не прошляпили, то тогда - пожалуйста: имейте на здоровье свои маленькие тайны, приметы того, как опознать картину. Но поскольку была похищена картина, имеющая огромную художественную и материальную ценность, то в связи с этим печальным фактом было возбуждено уголовное дело. Директор музея и его сотрудники являются по этому делу свидетелями, пока, во всяком случае. Очень важными свидетелями. А посему, уважаемые свидетели, вы должны сообщать следствию всё, что поможет раскрыть преступление и вернуть картину на её место. Это ваша обязанность перед законом, это ваш гражданский и профессиональный долг.

Поэтому от заявлений, подобных "этого всего мы вам никогда не скажем - это МЫ знаем" следует отказаться как можно скорее, пока картина ещё не вернулась в Украину. Нам, публике, журналистам, говорить о приметах картины не надо. Следователю скажите, двум-трём людям в стране, которых вы уважаете и доверяете им. Приметы эти лучше всего описать и действительно спрятать в надёжное место, опять-таки в банк. А басни насчёт утечки информации повторять не надо.

Если же директор музея и его сотрудники откажутся добровольно заранее назвать особые приметы картины Караваджо, то, полагаю, следствие должно их, как порядочных людей, убедить это сделать.

Борис ШТЕЙНБЕРГ.