Номер 16 (912), 8.05.2008

ЧИСТЫЙ ФАРВАТЕР

Медали Ушакова и Нахимова - очень редкие награды. Всего в период Великой Отечественной войны медалью Ушакова были награждены около 15 тысяч человек и около 13 тысяч медалью Нахимова. (Для сравнения, к 1974 году звания Героя Советского Союза были удостоены 12460 человек, а медалью "За отвагу" награждены более 4 миллионов). "За особое мужество и отвагу в боях с врагами Советского Союза на морских театрах" награжден медалями Ушакова и Нахимова житель нашего города Константин Алексеевич Миловидов.

...Тральщики занимают особое место в составе Военно- Морского Флота. Эти "пахари моря" очищают голубые дороги для военных и гражданских судов от поставленных противником мин.

"Они прошли два океана и пять морей" - такая надпись есть на старой, аккуратно обтянутой целлофаном фотографии. Упорно преодолевает бурные волны в бескрайних просторах маленький тральщик. Над ним портреты моряков, среди них К. А. Миловидов. Этому снимку более шести десятилетий, точнее 64 года.

- В ноябре 1944 года, - рассказывал Константин Алексеевич, - я получил приказ возглавить спецкоманду 820, которая состояла из тихоокеанских моряков, и отправиться в Соединенные Штаты Америки, чтобы получить по ленд-лизу электромагнитные тральщики. Их нужно было привести на Балтику своим ходом. Шли мы проливом Лаперуза, 23 суток дрейфовали во льду. На 45-й день прибыли в Портленд. Оттуда поездом - в Нью-Йорк. По городу прошли колонной четким строевым шагом и с песней, чем вызвали волнение у далеких от политики обывателей: "Русские оккупировали Америку!"

В Нью-Йорке изучали зарубежную технику. За ее быстрое освоение я был награжден именными часами и биноклем.

Получив 6 тральщиков, мы пошли через Атлантический океан. Он встретил нас неприветливо. Крен небольших (водоизмещением около 350 тонн) кораблей временами достигал 56 градусов. Рейс проходил в обстановке строгой секретности. Связь поддерживалась непосредственно со Ставкой Верховного Главнокомандующего. Путь из Нью-Йорка до базы Балтийского флота лежал через Канаду, Великобританию и Данию. По дороге захватили две немецких подводных лодки. У них закончился боезапас, и к тому времени уже был подписан акт о капитуляции фашистской Германии.

Лодки прошли в нашем сопровождении к берегам Англии и сдались союзникам. На подходе к Дании нас встретили советские морские охотники.

Война закончилась. Но траление водных районов, особенно фарватеров, подходов к военно-морским базам продолжалось еще много лет. Мин было поставлено огромное количество. Только в одном Финском заливе их насчитывалось более 70 тысяч. Наличие минной опасности заставляло ограничивать свободу мореплавания, допускало переходы кораблей и судов лишь по протраленным фарватерам и только днем.

Константин Алексеевич рассказывал, что его тральщик начал траление от Кольберга (ныне польский город Колобжег). Для каждого типа мины применяли соответствующие тралы. Для обычных якорных мин использовали контактные подсекающие тралы. Как только тралящая часть наткнется на минреп, тот начинает скользить по ней, пока не дойдет до резака. Резак легко перерезает стальной минреп, мина всплывает. Экипаж тральщика расстреливал ее своей артиллерией или взрывал, подвешивая к ней подрывной заряд.

- Мы обезвредили не одну сотню мин, - продолжил К. А. Миловидов, - за успешное траление в период с 1945 по 1947 годы я и был награжден медалями Ушакова и Нахимова. Тогда же получил два ордена Красной Звезды и медаль "За боевые заслуги". Всего у меня 14 наград.

В 1947 году меня отправили в Лиепаю на курсы командиров катеров. Вновь вернулся на тральщик и продолжал боевое траление до 1954 года. Потом назначили командиром катерного тральщика. В 1958 году был переведен на Черноморский флот, в Одессу. Командовал водолазным катером, обследовал акваторию порта

Как-то в Карантинной гавани обнаружили большой мощности электротехническую мину, поставленную, чтобы подорвать причалы. Осторожно подняли ее на поверхность, подвели понтон, надули его и так на понтоне отбуксировали в Лузановку. Там ее подорвали. Затем был главным боцманом плавбазы подводных лодок, помощником командира торпедного катера. В 1962-м предложили перейти в дивизию десантных кораблей. Командовал десантной баржей, высаживал танковые десанты.

В декабре 1966-го демобилизовался, долгое время работал в УВД, задерживал грабителей, рецидивистов. Можно сказать, вновь "очищал фарватер". Только вместо мин приходилось обезвреживать преступные элементы.

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.