Номер 22 (767), 10.06.2005

УЧИТЕ ДЕТЕЙ ПДД!

Как правильно оценить дорожную ситуацию, когда на дороге появился ребенок? Почему дети ведут себя на дороге "не так"? Что нужно знать о физических и психических состояниях детей для предупреждения дорожно-транспортного происшествия (ДТП)? Сегодня мы попытаемся ответить на эти вопросы.

Первое, что необходимо раз и навсегда запомнить, это то, что дети нарушают Правила дорожного движения (ПДД) по примеру взрослых. Чаще всего юные участники дорожного движения просто повторяют то, что сделали старшие в похожих условиях. Необходимо знать, что все физиологические системы ребенка еще не достигли своего полного развития. Многие процессы подвижны и неустойчивы. Отсюда и такая разная реакция детей и взрослых на одни и те же дорожные ситуации. Дети иначе, чем взрослые, переходят через дорогу. Взрослые, еще подходя к проезжей части, издалека оценивают сложившуюся конкретную дорожную ситуацию. У детей, как вы понимаете, все наоборот: только подойдя к дороге или уже выйдя на нее, ребенок начинает оценивать обстановку, если вообще о ней задумывается!

Поведение ребенка и в жизни и, соответственно, на дороге, зависит от многих факторов. Основную роль здесь играют природные данные. Например, свойственное маленьким детям "туннельное зрение", когда юный пешеход видит только то, на что направлен его взгляд. В рассеянном состоянии ребенок может непроизвольно посмотреть в сторону, а это, в свою очередь, может привести к изменению движения, что бывает чревато серьезными последствиями, в особенности при езде на велосипеде. Надежная ориентация приобретается не ранее чем в 7-летнем возрасте. Кроме того, поведение детей базируется на представлении, основанном на аналогичных движениях из микромира игрушек. Например, представление о том, что реальные транспортные средства могут в действительности сразу останавливаться на месте точно также, как и их игрушечные автомобили. Дети по-разному реагируют на размеры автомобиля. При приближении большого грузовика, даже если он движется с небольшой скоростью, ребенок реже рискует пересекать проезжую часть, однако недооценивает опасность небольшой, легковой машины, приближающейся с большой скоростью. Рост маленького пешехода серьезное препятствие для обзора окружающей обстановки.

Внимание детей избирательно и направлено преимущественно на единичные объекты. И концентрируется оно не на предметах, представляющих опасность, а на тех, которые в данный момент интересуют его больше всего. Доказано, что частота нарушений правил пешеходами (например, переход на красный сигнал светофора) в значительной мере зависит от провоцируемого поведения одного из пешеходов. Срабатывает так называемое "стадное" чувство: "вести себя так же, как и другие". Кроме того, на детей большое влияние оказывают эмоции. Они еще не способны предугадать все возможные варианты поведения водителя. Более того, в экстремальной ситуации и вообще в случаях, когда ребенок поставлен перед срочным выбором, как поступить, он просто теряется. И, таким образом, образуется замкнутый круг: чем опаснее ситуация, тем ребенок медленнее и неправильно принимает решение.

Выходом из этой ситуации может быть, с одной стороны, система формирования у детей навыков безопасного преодоления проезжей части, с другой стороны, – у водителей навыков компенсации ошибок детей. Если все мы, водители, родители, учителя будем хоть немного больше знать о психических и физиологических особенностях несовершеннолетних участников движения, то сможем предотвратить намного больше нежелательных ситуаций на дороге, и, как следствие, сберечь чьи-то жизни, здоровье и свои нервны.

Статья подготовлена группой по профилактической работе ОБ ДПС ГАИ ОГУ УМВД Украины в Одесской области.