Номер 20 (765), 27.05.2005

К 165-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПЕТРА ИЛЬИЧА ЧАЙКОВСКОГО

ИСПОВЕДЬ ДУШИ

"Я пишу искренно и пишу по внутреннему непоборимому побуждению", – признавался Чайковский и считал свою музыку исповедью души, "на которой многое накипело и которая по существенному свойству своему изливается посредством звуков". В этих излияниях – вся ласковая нежность, сочувствие и утешение, на какие только способно сердце.

Великий русский композитор родился в селении при заводе (ныне Воткинск) в 1840 году. В 1866-1878 годах был профессором Московской консерватории; его учеником являлся С. Танеев...

Творчество Чайковского, глубоко национальное и демократическое, – одна из вершин мирового реалистического музыкального искусства. Крупнейший симфонист, гениальный музыкант, драматург и лирик П.И. Чайковский создал замечательные произведения в самых различных родах музыки. Страстность и трагедийность сочетаются в его музыке с задушевностью, глубина идейного замысла и богатство переживаний – с правдивостью выражения, простотой и доступностью музыкального языка. Эти черты присущи как его симфониям, симфоническим фантазиям, концертам, так и музыкально-драматическому творчеству, охватывающему широкий круг исторических и современных тем, разные оперные жанры – музыкальную 4трагедию, драму, комедию. Лирические сцены "Евгения Онегина" – новый тип оперы, в которой композитор осуществил свой идеал "интимной, но сильной драмы", "Пиковая дама" – глубочайшая психологическая музыкальная драма. Богатое образное содержание и динамику симфонической драматургии внес Чайковский в балетную музыку, ознаменовав своим творчеством новый этап в развитии мирового балетного искусства. Чайковский создал совершенные образцы камерной инструментальной музыки, мелодически выразительные, эмоционально яркие романсы...

В своем творчестве Петр Ильич обращается к образам самым различным, порой противоположным. Так, вскоре после завершения глубоко трагедийной "Пиковой дамы" он создает светлую романтическую оперу "Иоланта" на сюжет средневековой легенды. Таким же сказочно-романтическим светом озарены и его балеты "Спящая красавица" и "Щелкунчик".

Но как далека от них по содержанию Шестая – последняя симфония Чайковского! В ней композитор отразил сложнейший мир переживаний человека – своего современника, показал тревожное смятение его души и трагическую обреченность. Из столкновения контрастных образов света и мрака, добра и зла, жизни и смерти рождается ощущение немыслимого, титанического напряжения сил, что служит стимулом для борьбы. Сила мысли и глубина выражаемого чувства делают Шестую симфонию произведением особым, уникальным. Уже более столетия звучит она, и впечатление, производимое ею, не ослабевает до сих пор...

Уже первая, мимолетная встреча с Одессой произвела на Чайковского большое впечатление. С палубы парохода он долго любовался панорамой города. В этот день, 11 июля 1887 года, в дневнике композитора появилась запись: "В 6 часов стали подходить к Одессе. Очень красивый город".

Остановился Петр Ильич в гостинице "Северной". Ему нездоровилось. "Потом, когда погулял по чудесному городу, прошло".

Вечер композитор провел в Городском саду, где, как писал Петр Ильич друзьям, "оркестр выступал с хорошей программой и исполнением".

Город у моря, "маленький Петербург", давно привлекал к себе великого композитора. Здесь впервые в Украине были поставлены его оперы "Мазепа" и "Опричник", с успехом шла опера "Евгений Онегин". Но, к сожалению, тогда не было возможности познакомиться с музыкальной жизнью Одессы. Чайковский спешил на лечение в Тбилиси.

Только через шесть лет композитору удалось вновь посетить наш город. 12 января 1893 года перрон железнодорожного вокзала заполнили сотни людей. Среди встречающих были артисты оперного театра, выдающийся украинский композитор Н.В. Лысенко со своей хоровой капеллой, великая артистка М.К. Заньковецкая. Одесситы торжественно встретили Чайковского, проводили его до Театрального переулка, где находилась гостиница.

Две недели пробыл Петр Ильич в Одессе. Это были дни напряженного труда: репетиций, концерты, встречи с музыкантами, композиторами, прослушивание солистов. "Никогда мне не приходилось так утомляться", как в Одессе, – писал Чайковский брату.

Подарком одесситов гостю явилась постановка "Пиковой дамы". Зрители восторженно аплодировали творцу оперы. П.И. Чайковский собирался еще раз приехать в Одессу. Неожиданная смерть от холеры помешала осуществить это желание.

Пребывание великого композитора оставило глубокий след в жизни музыкальной Одессы. В наше время расположенный возле театра переулок, в котором жил Петр Ильич, назван его именем. Все здесь напоминает о великом композиторе: чугунная лестница – по ней он поднимался к театру; огромный платан – мимо него он проходил в город. А из окон театра оперы и балета доносятся звуки, музыки. Идут репетиций, звучат бессмертные произведения Чайковского...

Часто бывая на гастролях за границей, Чайковский испытывал тоску по родине. Все сильнее становится в нем желание обосноваться где-нибудь в средней полосе России. "Отчего простой русский пейзаж, отчего прогулки летом в России, в деревне по полям, по лесу, вечером по степи, бывало, приводили меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнеможении от наплыва любви к природе, от тех неизъяснимо сладких и опьяняющих ощущений, которые навевали на меня лес, степь, речка, деревня вдали, скромная церквушка – словом, все, что составляет... русский родимый пейзаж".

В одном из писем он писал: "Как бы хотелось иметь самому кусочек земли... и жить в зависимости от природы, а не театральных дирекций!" И через некоторое время опять: "Я понял теперь раз и навсегда, что мечта моя поселиться на весь остальной век в русской деревне не есть мимолетный каприз, а настоящая потребность моей натуры".

Это желание, несмотря на свою определенность и силу, композитор – к тому времени прославленный на весь мир – не мог долго осуществить. Он даже накопил необходимые средства. Но, видя беспросветную нужду и невежество вокруг, отдал свои сбережения на строительство школы в том селе, где намеревался обосноваться.

Лишь незадолго до смерти Петр Ильич поселялся в небольшом особняке в Клину, под Москвой. Но дом не принадлежал ему, а был снят в аренду. Только после кончины Чайковского дом был выкуплен у его владельцев и превращен в Дом-музей великого русского композитора.

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.