Номер 44 (737), 05.11.2004

К 130-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Н.К. РЕРИХА

САМЫЙ ПРИЗНАННЫЙ В МИРЕ

"Когда я думаю о Николае Рерихе, я поражаюсь размаху и богатству его деятельности и творческого гения. Великий художник, великий ученый и писатель, археолог и исследователь, он касался и освещал так много аспектов человеческих устремлений. Уже само количество изумительно – тысячи картин и каждая из них – великое произведение искусства".

Джавахарлал Неру.

В экспозиции Одесского художественного музея представлена картина "Заморские гости", в которой раскрылась в полную силу красота, яркость и звучность языческой Руси.

Глубока, по-весеннему студена подернутая рябью синь реки. Весело плывут по ней нарядные расписные ладьи с пестрыми парусами. Лихо поднялись их носовые части, завершающиеся головами драконов. Их яркая раскраска горит на солнце. Длинным рядом идут ладьи. На первой у борта – два воина. С интересом смотрят они на незнакомые славянские берега, на маленький укрепленный городок на холме. Далек и опасен путь варягов. По "великому водному пути" плывут они в Царьград на торг или службу.

Свежестью, радостью, праздничностью чарует эта картина. Она переносит в древний, овеянный красотой и романтикой мир сильных, смелых людей, воскрешает в памяти многие любимые сказки детства.

Высокопоэтический строй картины, ее красочная нарядность вытекают из необычной трактовки исторической темы, новой манеры письма, к которой художник впервые обратился в своем творчестве.

Уже в этой ранней картине Рерих проявил удивительный дар воскрешать родную старину в том свете, в каком она отстоялась в течение многих веков в сознании народа. Тем самым он смог затронуть особые чувства и воображение зрителей и подойти к созданию новых эстетических ценностей.

В мае 1903 года Николай Константинович начал большое путешествие по России – объезд городов, богатых памятниками старины. Эта своеобразная "поездка за стариной", как называл ее художник, охватила огромный район – Ярославль, Кострому, Нижний Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов Великий, Вильну, Митаву, Ригу, Псков, Тверь, Углич, Калязин, Звенигород и другие города.

Рерих поставил перед собой грандиозную задачу изучения древнерусской архитектуры различных эпох и школ. Попутно он знакомился со старой живописью, в глухих отдаленных селах терпеливо разыскивал предметы прикладного искусства, с увлечением слушал сказки, песни, восхищался танцами. И во всем этом видел подлинную красоту народную, "его дива дивные, веками им взлелеянные".

Им была создана большая живописная серия, насчитывающая около девяноста произведений. В них широко показано многообразие и богатство древнерусского зодчества. "Пантеоном нашей былой славы", "Русскими Елисейскими полями" назвал эти этюды один из биографов художника.

В своих ранних произведениях Рерих показал новый, бывший до него мало известным в искусстве мир славянской Руси, раскрыл в яркой образной форме свое понимание древней эпохи (наряду с "Заморскими гостями" – "Идолы", "Предательница", "Древнерусский город", "Зловещие", "Городок", "Строят ладьи", "Древняя жизнь", "Бой Александра Невского с ярлом Биргером", "Славяне на Днепре" и самая первая картина серии "Начало Руси. Славяне" – "Гонец. Восстал род на род"). В его работах излишне искать предельную точность в передаче того или иного факта истории. Он создает поэтические, овеянные былинным духом картины, которые об эпохе дают самое общее представление.

Обладая исключительно яркой индивидуальностью, Рерих очень рано вырос в интересного, самобытного художника. Рано определились и его общественные идеалы, его взгляды на высокое назначение искусства.

Мечтая о новом искусстве, несущем людям радость и красоту, его поисками пронизаны и художественные устремления Рериха во второй период творчества. По-прежнему увлекаясь историей славянской Руси и создавая картины на эти темы, он обращается теперь также к самому древнему периоду – эпохе каменного века. Тщательно, с научной прозорливостью исследует он исторические материалы, проводит археологические раскопки, собирает богатейшую коллекцию предметов этого времени.

В своих произведениях художник пытается теперь не только воскрешать самый ранний, малоизученный период истории, но и будить в зрителях патриотические чувства. Он нередко придает изображаемому глубокий философский смысл. Следуя учению о добром искусстве, Рерих сознательно отбрасывает все темные стороны прошлого, все злое и несправедливое и переносит на свои полотна радостные, привольные моменты жизни древних людей, изображает подчас суровый, но прекрасный своей свободой мир. Намного свободнее, чем прежде, использует он также полусказочные, полумифические представления о старине, дополняет их своей фантазией и создает своеобразную живописную сказку Севера, в которой истинное переплетается с поэтическим вымышленным.

В поисках красоты давно прошедшего Рерих в зрелый период творчества исследует историю и искусство не только России, но и других стран. Суровая Скандинавия вдохновила его на создание живописной сюиты "Викинг", состоящей из "Боя", "Песни о викинге", "Триумфа викинга", "Варяжского моря". Далекой Индии посвящены картины "Давассари Абунту", "Давассари Абунту с птицами", "Мудрость Ману", "Границы царства".

В зрелые годы Рерих много работал в области театрально-декоративной живописи. Его глубоко заинтересовали изобразительные возможности театра, и он мечтает о создании спектакля, в котором можно было бы показать красоту обрядов, танцев, костюмов древних славян.

Прикасаясь к театральному миру, Рерих ярко раскрывает не только образы русской классики, но и мировой литературы.

Многолетние странствия по Востоку, жизнь в долине Кулу. расположенной в Западных Гималаях в Пенджабе, открыли перед Рерихом богатейший мир, к которому он так давно стремился и который оказался ему близким по своему духу.

Редкое понимание духовной жизни народов Индии, самоотверженное желание приносить ему повседневную пользу, гуманистические убеждения сделали имя Рериха любимым и почитаемым в этой стране. Каждое его слово, каждое выступление всегда привлекало внимание общественности. В печати о нем неоднократно упоминали как о великом друге Индии. Его называли самым священным для индийцев именем – "гуру", то есть "учитель".

С высоты Гималаев Рерих обращается ко всему миру: пишет письма, послания многочисленным обществам, статьи для газет, книги.

Художник начал работу над большой живописной серией, которую он назвал "Учители Востока". В эту серию он включил изображения тех, кого считал учителями жизни, проповедниками вечно живых норм этики: Будду, Магомета, Христа, философов Конфуция и Лаоцзы... Нашим зрителям известна картина "Тень учителя". Необычно образное решение этого полотна. Народные сказания Востока часто повествуют о людях, оставивших свою тень. Она может появиться в любом месте и напомнить человеку о долге.

В самой природе Гималаев, в необычных эффектах освещения находит Рерих новые, казалось бы, несовместимые в живониси, цветовые сочетания и смело переносит их на свои работы. От сапоставления больших масс синего, желтого, розового, белого ослепительно загораются в картинах горные цепи. Контрасты темно-лиловых и огненно-красных тонов порождают незабываемые закаты. Сочетая фиолетовые тона с желтыми, желтые с розовыми, охристые с синими, художник добивается передачи сложнейших световых эффектов.

Но у Рериха краски служат не только для передачи натуральной цветовой гаммы. Еще в ранние годы он подошел к пониманию цвета как фактора, который сам по себе может воздействовать на психологию зрителя и пробуждать те или иные чувства. Теперь Рерих еще в большей мере стремится дать цвету активное эмоциональное звучание и подчинить его философскому содержанию своих произведений. "Через цвет звучит приказ будущего. Все серое, черное и мрачное, туманное уже достаточно затемняло человеческое сознание. Каждый должен снова подумать о ярких блестящих оттенках, которые всегда знаменуют эпоху возрождения".

Сорок два года Рерих прожил в России, около двадцати – в Индии, три года – в Соединенных Штатах Америки. Он посетил почти все страны Европы, Америки, Азии. Пять лет художник провел в большой научной экспедиции по Центральной Азии.

На протяжении многих лет Рерих был директором Школы Общества поощрения художеств в России. В Нью-Йорке им основаны Институт объединенных искусств и музей, в Индии, в долине Кулу, – Гималайский институт научных исследований.

Всемирное признание и одобрение получил так называемый "Пакт Рериха", легший в 1954 году в основу Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.

За долгие годы своей жизни Рерих создал более семи тысяч картин. Они разошлись по всему миру. Собрания произведений художника имеются в Петербурге, Москве, Риге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Нью-Йорке, Париже, Лондоне, Брюгге, Стокгольме, Хельсинки, Буэнос-Айресе, Бенаресе, Аллахабаде, Бомбее и многих других городах. Различными издательствами мира выпущено двадцать семь книг, принадлежащих перу Рериха. И многие идеи и научные изыскания художника зародились и окрепли еще на родине и имели глубоко национальные корни.

Создавая новые очаги искусства и науки, творя как художник и писатель, он стремился поднять уровень культуры в разных странах, сделать достоянием всех народов лучшие достижения мировой мысли, стремился к налаживанию интернациональных культурных связей и укреплению мира. Во всем этом Рерих показал себя непримиримым борцом и созидателем.

Поразительна жизнь этого художника, объехавшего многие страны и пронесшего по всему миру славу о русской культуре. В истории нашего изобразительного искусства, пожалуй, нет имени другого деятеля, который получил бы такое широкое мировое признание, как Рерих.

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.