Номер 19 (412), 14.05.2004

ОДЕССКОЕ ВРЕМЯ НЕМЦЕВ

I

Первоначальными поселенцами Одессы были, как известно, греки, итальянцы и албанцы. Яркое свидетельство тому – уличная топонимика города: Большие и Малые Арнаутские (албанские) и бесконечные Греческие. Что касается немцев-поселенцев, то они появились в Одессе позже – и не так в городе, как в Одесском уезде, занимающем южную и юго-западную части Херсонской губернии. При Екатерине II они появились здесь в качестве рачительных колонистов.

Согласно энциклопедическому словарю Ф.Брокгауза и А. Ефрона, который издавался 17 лет (с 1890 г.), уездный и портовый город Одесса имел следующие поселения в составе своего уезда: "3 заштатных города – Маяки, Овидиополь, Очаков, 19 местечек, 447 сел, колонiй, деревень и хуторов..." Из них наиболее важное торговое значение имели – местечко Яновка, село Варваровка и немецкая колония Зельц. Немцы 110 лет тому назад имели самое большое количество колоний в Одесском уезде – 49! Говоря спортивным языком, на втором месте были болгары, с колоссальным разрывом – 3. И дальше у "Брокзауза и Ефрона" идут сведения не менее интересные и поучительные: количество селений "чисто-великороссiйских – 1; малороссiйских – 273; немецких – 26 и опять же болгарских – 1; остальные – смешанные".

Что подкупает в данной энциклопедии, так ее полнейшая АКАДЕМИЧЕСКАЯ объективность. Никаких превходящих мотиваций – ни политичских, ни националистических, ни конфессиональных. Каждому Сеньке по шапке. Вот, пожалуйста, дальше читаем: "402 православных селенiя, 38 католичских, 24 протестанстских (лютеранских, реформатских, баптистских), 2 штундистских..."

Из 865.925 десятин пахотной земли частному землевладению принадлежало 547.061 или 63,18 %. Из них дворяне имели 48,38 %. За ними шли евреи с 10,95 %. Болгары (коль уж мы их раньше упоминали) вместе с греками и арнаутами (албанцами) – 17 %.

Как видим, к концу XIX века иноземные первопоселенцы по всем позициям успупали энергичным и трудолюбивым немцам. Приведем еще несколько фактов – уж больно они красноречивы и наводят на размышления по поводу нашей сегодняшней жизни. Между арендаторами частной земли на долгие сроки больше всего опять-таки немцев. И евреев. Вот нынче в Одессе весьма остра проблема озеленения. В конце XIX в. – точнее, 110 лет тому назад, в Одесском уезде было 1207 десятин леса: 462 десятины принадлежали казне, 102 – 4-м крестьянским обществам, 381 десятина – частным владельцам и 262 – немцам-колонистам. А кто в основном снабжал в то время наш город овощами? "ОГОРОДНИЧЕСТВО ОСОБЕННО РАЗВИТО В НЕМ. КОЛОНIИ КЛЕЙН-ЛИБЕНТАЛЬ", – читаем мы все в той же старинной энциклопедии. И за пучки лука, петрушки или укропа немцы-колонисты, конечно же, брали не рубли, а копейки...

Земляк Т.Г. Шевченко, известный русскоязычный писатель Г.П. Данилевский, так описывает Одессу середины XIX в.: "Осенью 1850 года, кончив курс в петербургском университете, я поехал в Одессу и Крым... Улицы Одессы... мало походили на русский город. Над магазинами везде красовались итальянскiя и французскiя вывески. Молдаване, валахи, греки и татары, в живописных нацiональных одеждах, торговали в палатках, на площадях и перекрестках улиц... Тысячи возов, телег и немецких гарб тянулись от взморья к громадным каменным, пшеничным амбарам и обратно... Везде слышался иноплеменный говор..."

Коль скоро господин Данилевский в XIII томе собрания своих сочинений привел нас в Одессу, то есть смысл здесь и остаться. И посмотреть, а какой вклад – кроме, как мы видели, большущего экономического, – внесли немцы в духовную, интелектуальную жизнь города? Поскольку в Одессу века девятнадцатого нас ввел писатель, то мы и продолжим наши изыскания в сфере литературной. Во второй половине XIX века в Одессе выходит газета "Odeззaeг zeitиng". И это не удивительно. В те одесские времена из 600 ежегодных оригинальных сочинений, выпускаемых одесскими типографиями, в количестве до 1 млн экз., издавалось на русском языке – 79 %, на немецком – 6,9 %, на еврейском – 5 %, на французском – 1,65 % и на всех остальных – 7,45 %. Как видим, и в интеллектуальной области немцы далеко за собой оставили первопоселенцев-фаворитов: греков, итальянцев и албанцев. Впрочим, никакого даже подобия соревнования между иностранцами, населяющими наш город в те годы, конечно, не было. Каждая диаспора славилась своими талантами. Ну кто мог бы сравниться в пении с певцами из Италии?! Недаром писатель уже из другого века – XX-го – Александр Дерибас в своей "Старой Одессе" (1913 г.) восхищается итальянскими примадоннами, как мальчишка. Одно из самых ярких воспоминаний детства – что тут попишешь! Но он же – человек объективный – в одной из глав своей книги отдает дань уважения и признания оперному антрепренеру 1860-1875 гг., немцу Фердинанду Георгиевичу Бергеру, который в 1874 году – за год до своей смерти – привез свою талантливую оперную труппу в Одессу. Очерк Дерибаса так и называется "РУССКАЯ ОПЕРА БЕРГЕРА С "ГАЛЕРКИ" ТЕАТРА "ЭРМИТАЖ". Процитируем один абзац: "Опера Бергера была, в самом деле, из ряда выдающеюся. Замечательно то, что когда начинались представленiя, никакiя рекламы им не предшествовали и ни одно имя из состава исполнителей никому не было известно. Но уже после первых спектаклей успех оперы утвердился, одесская публика была очарована и завоевана, и имена Орлова, Корсова, Палечека, Барцала, Стравинского, Рааб, Крутиковой, Абрасс, Рубини и др. стали нам близкими, родными..."

(Продолжение следует.)

Анатоль ШАХЛИЕВИЧ.