Номер 17 (710), 30.04.2004

ТВОРЧЕСТВО

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ТЕАТР ЕЛЕНЫ КУКЛОВОЙ

Поэт находит и высвечивает в окружающей нас действительности яркие и неожиданные художественные образы и символы. Мастер художественного слова укрупняет и возвеличивает их и в ореоле чуть ли незримой осязаемости доносит до сердец и разума слушателей.

В Одессе есть подобный маг, духовный ваятель и миссионер – актриса областной филармонии, лауреат литературных премий имени К. Паустовского и И. Рядченко Елена Куклова.

Редкое знаковое культурное мероприятие в городе обходится без ее вдохновенного выступления перед собравшейся аудиторией. На поэтические и литературно-музыкальные концерты Елены Яковлевны ходят с готовностью и интересом. Она неутомимо предлагает своим посетителям все новые и новые программы.

За десятилетия творческой деятельности артистка подготовила около сорока самобытнейших тем-фресок, каждая из которых становилась очередным пиком ее совершенного и великолепного мастерства.

Здесь целая россыпь имен писателей и поэтов, но самыми любимыми были и остаются Александр Сергеевич Пушкин и Марина Цветаева... Именно им она посвятила значительную часть своих выступлений. Это два антипода: у одного – огромная панорама жизни и страстей пронизана величайшей мудростью и всем понятной ясностью, у другой – те же коллизии проступают настолько тонко и остро, что вся душа поэтессы предстает в своеобразных, только ей свойственных изломах...

В программах текущего филармонического сезона они оказались объединенными в одну сюжетную и духовную вязь. Е. Куклова выступила с литературно-музыкальным концертом "Мой Пушкин".

Не всем известно, что именно под таким названием была написана книга автобиографических эссе М. Цветаевой. Одно из изданий, осуществленное в начале 70-х гг. прошлого столетия в Челябинске, и послужило рабочим материалом для одесской чтицы.

Да, творчество поэтессы не вписалось в русло официальной советской литературы, путеводными маяками для которой служили идеологические каноны и мифы канувшей в Лету эпохи. Ее имя попало в списки строжайше запрещенных...

Сегодня следует должным образом оценить смелый и гражданский подвиг Елены Кукловой, которая стала пропагандировать в своих концертах печальную музу опального барда, представлять слушателям ее мятущуюся душу.

Сборник "Мой Пушкин" написан от лица шестилетней девочки. Ее помыслы и рассуждения о великом поэте, конечно же, наивны и простодушны, однако чисты и непосредственны. Цветаева словно бы специально избрала подобный "ключ": о великом должно говорить просто и именно с первородных основ человеческих ощущений и понятий, не "засоряя" это великое порой противоречивыми, а подчас и антагонистическими наслоениями взрослой "зауми"...

Автор записок по-детски удивлена и возмущена: как мог Дантес, выстрелив и попав в Пушкина, воскликнуть: "Браво!"?. Ведь этим возгласом в театрах поощряют нечто благородное и возвышенное!..

Или еще... Почему это в "Онегине", при объяснении Евгения с Татьяной, садовая скамейка так и остается пустой? Почему на нее не садится женщина?.. Цветаева-давочка опять-таки подмечает внешнюю "странность", но внимание взрослого читателя акцентируется тут на возникавшей аллегории: пустая скамейка – символ пустоты, образовавшейся в душе Татьяны после объяснения с Онегиным.

Примеры можно умножить. Актриса перемежает повествование Цветаевой-девочки зрелыми сочинениями поэтессы, а также произведениями А. Пушкина. В программе звучат его "Памятник", вступление к "Цыганам", фрагменты и почти вся заключительная глава из "Евгения Онегина".

У Елены Кукловой давно уже сформировалась своя собственная, достаточно многочисленная и преданная ей аудитория. С полным правом можно утверждать, что она создала свой театр. И не по одной этой причине.

Сама Куклова во всех ипостасях своего мастерства – это и есть театр! Она выступает перед вами в разных лицах и для каждого из них находит "персональную" образно-речевую характеристику. Поистине виртуозно пользуется актриса нюансами своего голоса. Он у нее как оркестр, динамический диапазон которого простирается от проникновенного полушепота до громогласных словесных "фанфар".

В концертах Кукловой нередко звучит и сама музыка – равноправный компонент ее театра. В упоминаемой программе принимает участие солист филармонии Валерий Кузнецов (баритон). Он дополняет рассказ Цветаевой-девочки о цыганах (нет, не тех, кто плутовски промышляют на бульварах и рынках, а настоящих, романтически настроенных, обладающих большим и благородным сердцем!) каватиной Алеко из одноименной оперы С. Рахманинова, а повествование о полюбившихся ей Татьяне и Евгении – двумя ариозо Онегина ("Вы мне писали" и "Ужель та самая Татьяна?") из прославленного произведения П. Чайковского.

В приподнято-воодушевленной манере аккомпанирует певцу концертмейстер заслуженная артистка Украины Светлана Тимофеева.

Как и ряд других филармонических вечеров недавнего времени, описанная программа посвящена 100-летию со дня рождения выдающегося режиссера заслуженного работника культуры Украины Зинаиды Григорьевны Дьяконовой, воспитавшей в стенах Одесского Дома актера многих именитых мастеров художественного слова и артистов драматических театров, подготовившей и осуществившей десятки самобытных литературных и музыкально-поэтических постановок.

Спектакль "Мой Пушкин" был создан Е. Кукловой совместно с З. Дьяконовой еще в 1975 году. Впоследствии он неоднократно видоизменялся и совершенствовался.

Виктор БИРЗИН.