Номер 02 (645), 17.01.2003

ИСТИНА ПОЗНАЕТСЯ В ДВИЖЕНИИ

После периода затянувшейся депрессии русский кинематограф снова в строю. Точнее – только поднимается на ослабленных ногах. Но уже теперь ясно совершенно точно, что процесс выздоровления будет проходить по американскому рецепту, лишний раз доказывая уже давно подмеченную истину, что русские и американцы – это почти одно и то же. Братья по крови и антиподы одновременно. Две стороны одной медали. Что аукнется на одной стороне – обязательно откликнется на другой. И наоборот. В кино – то же самое.

Так называемый "новый российский кинематограф" уже с первыми же образцами кинопродукции нового времени демонстрирует эту интересную особенность с особой наглядностью и зрелищностью. Уроки по маркетингу у старшего голливудского брата-антипода усвоены, выводы сделаны. Русский ответ Голливуду не заставил себя ждать. Американский опыт создания коммерчески успешных в прокате киногероев получил на необъятных российских просторах свое логическое развитие, только с учетом всех особенностей загадочной русской души. Именно так, под треск кинопроекторов, на свет являлись братан-убийца Данила Багров, майор Коренев (он же антикиллер по прозвищу Лис), олигарх Платон Маковский. Конец прошлого киносезона, похоже, может подарить еще одного. Его имя – Саша Гурьев. Род деятельности – скандальный журналист. Место появления – дебютный фильм Филиппа Янковского-младшего "В движении".

После премьеры на Московском кинофестивале и доброжелательных отзывов в прессе этот фильм осенью успешно вышел в российский прокат. В Украине его впервые увидели на недавнем Киевском международном кинофестивале "Молодость", где "В движении" был представлен в конкурсе. На "Молодости" он никаких призов не получил, но интерес зрителей и прессы к первому фильму режиссера со знаменитой актерской фамилией оказался на удивление велик. Достаточно сказать, что во время единственного показа фильма в столичном Доме кино зал был переполнен настолько, что охрана перестала впускать опоздавших на сеанс. Недостатка в присутствующих не оказалось и в пресс-зале, когда после фильма Филипп Янковский вместе со своей женой – актрисой и бывшей одесситкой Оксаной Фандерой – появился перед журналистами.

—  Последние годы кинематограф России активно занят поисками киногероя. Герой вашего фильма – успешный журналист, что для российского кино нечто новое. Насколько такой герой и среда, в которой он существует, характерны для сегодняшней московской жизни? И насколько все это было знакомо и привычно лично для вас?

—  Я в общем-то был приглашен на этот проект как режиссер и сам не разрабатывал сценарий, то есть студия искала человека, который может этот фильм сделать в качестве режиссера, и выбор пал на меня. Что касается героя, он не совсем журналист, я бы его не назвал таким типичным журналистом. В Москве у нас есть такие люди, которые всегда живут "на волне". То есть, к примеру, сейчас выборы – они там "пиарят", это прошло – они будут на телевидении, когда и это прошло – они в желтой прессе какое-то время зарабатывают. Это такой сгусток энергии. Поэтому, если переводить на личность героя, он постоянно живет не своей жизнью, что приводит его к полному моральному опустошению. И хотя мы кальку ни с кого не делали, то есть конкретного такого персонажа в реальной жизни я не знаю, но как тенденция профессии в большом мегаполисе это начинает формироваться.

—  Что было вами сделано в кино до этого фильма?

—  Когда я закончил ВГИК, кинематограф у нас в общем-то развалился и того формата, в котором мне хотелось бы работать, не было. Поэтому, чтобы развиваться как режиссер, я старался воплотить себя в малой форме – "боролся" на поприще мьюзик-видео, достиг там каких-то успехов, работал с "Блестящими", ДеЦлом, Метлицкой, Димой Маликовым, "Плазмой", Линдой, "Иванушками Интернешнл", снимал рекламные ролики для известных брэндов и так далее. Когда же стал готов физически, психологически и получил те навыки, которые необходимы, чтобы сделать формат девяноста минут, то только тогда начал заниматься кинематографом.

—  Как вы думаете, почему вас выбрали для этого проекта в качестве режиссера?

—  Вы знаете, этот вопрос, наверное, лучше задать тем, кто на мне остановился, но, может быть, они как-то увидели во мне того человека, который может это сделать. Или же я просто оказался в нужное время в нужном месте. Я не знаю, это не ко мне вопрос.

—  Расскажите, по какому принципу вы подбирали актеров для своего фильма?

—  Критерии были, как и у всех режиссеров, то есть ничего нового в этом у меня нет. Я подбирал актеров по принципу – подходит ли он на роль или не подходит. У меня был большой кастинг – просто мучительный, особенно с исполнителем главной роли. Я очень долго искал актера на роль Гурьева, и слава Богу, что с Костей Хабенским у меня получился тандем. Вообще, кастинг – это очень сложная вещь, мне достаточно тяжело было выбрать. Сейчас в прессе часто пишут, что у меня в фильме много каких-то моих знакомых, что я как-то кого-то лоббировал, но я вам могу объяснить, что ко мне это не может относиться. Я из актерской семьи, поэтому часть актеров – просто мои товарищи, с кем-то я вместе учился, часть – мои друзья, поэтому по отношению ко мне это не распространяется.

(Окончание следует.)

Олег МЕЛЬНИЧУК.

Киев-Одесса.

На фото Алексея САДИЛЕНКО:

Филипп Янковский на XXII Международном кинофестивале "Молодость-2002" в Киеве.