Номер 51 (641), 13.12.2002

ФЕСТИВАЛЬ

ВНИМАНИЕ ДУХОВОЙ МУЗЫКЕ!..

На буклете, выпущенном к недавно завершившемуся в Одессе Второму Международному фестивалю духовой музыки "Wind Music Fest", в качестве эпиграфа приведены следующие поэтические строки:

"Средь нашей повседневной суеты
Звук рога – как узор парчи полуистлевшей".

Составителей, видимо, привлекла в этих словах их образная изысканность... Но бьют они, увы, в корень – в самое существо функционирования духовой музыки в современном музыкальном мире.

Когда-то она занимала весьма заметное место в нашей повседневной жизни: звучала в садах и парках, на бульварах и танцплощадках, в клубах и домах культуры. Сегодня же духовой оркестр услышишь разве что на различных торжественных церемониях, да в армейском быту он продолжает занимать издревле предоставленное ему место...

И это несмотря на то, что возможности этого оркестра значительно возросли. Он способен ныне играть не только специально "предписанную" ему танцевальную и маршевую музыку, но еще и переложения музыки оперной и симфонической, оригинальные сочинения самых различных форм и жанров.

Это убедительно подтвердил названный фестиваль. В его программах прозвучали не только прославленный боевой марш "Прощание славянки" В. Агапкина, "Торжественный марш" Д. Шостаковича или "Пьеса для трубы" З. Бинкина, которую с блеском исполнил в сопровождении оркестра преподаватель Одесской государственной музыкальной академии имени А. Неждановой заслуженный артист Украины Виктор Казимиров, но еще и академически камерная серенада ми бемоль мажор В. Моцарта, симфонические произведения Ш. Гуно и П. Хиндемита.

Широко была представлена и оперная музыка: давно уже прочно усвоенная духовыми оркестрами интродукция к опере С. Гулак-Артемовского "Запорожец за Дунаем", арии из "Турандот" Дж. Пуччини и "Богдана Хмельницкого" К. Данькевича (их исполнил солист Шанхайской оперы, ассистент-стажер Одесской музыкальной академии У Цзининь).

Звучали также культовые сочинения: "Аллилуйя" Моцарта (солистка – лауреат международных конкурсов актриса одесского оперного театра Лариса Зуенко), фрагмент из мессы "Глория" А. Вивальди.

Базовым исполнительским коллективом, на который опирался весь фестиваль, оказался студенческий духовой оркестр Одесской музыкальной академии – единственный, кстати, на все музыкальные вузы страны.

Он укомплектован по последнему слову современной духовой практики: до минимума сокращены наиболее вязкие и именно "медные" по звучанию инструменты – альты, тенора, басы-геликоны (последние упразднены полностью, заменены "мягким" струнно-смычковым контрабасом) и максимально укрупнены в численности так называемые "деревянные": флейты, кларнеты, гобои, фаготы.

Это прибавляет современному духовому умения играть музыку любого стиля и делает его как бы универсальным.

И это также было подтверждено программами фестиваля... В них прозвучали даже сочинения, близкие эстраде и джазу, – например, "Брасс котов" Х. Газеля, а также издавна близкая садовой духовой музыке оперетта: тост Орловского из "Летучей мыши" И. Штрауса и чардаш Тассило из "Марицы" И. Кальмана... Оба номера с тонким ощущением эмоционального смысла каждой фразы исполнил солист Одесской филармонии, ее директор и художественный руководитель Валерий Кузнецов.

В заключительном концерте форума, состоявшемся в Большом зале областной филармонии, духовой оркестр Одесской музыкальной академии словно бы постарался представить себя во всех возможных для музицирования ипостасях... В камерных составах он словно бы солидаризировался с искусством барокко и классицизма, процветавшем в привилегилированных придворных салонах, а в полном своем обличье оказался способным исполнитель сложнейшую музыку 20-го столетия: аранжированную для духового оркестра сценическую кантату К. Орфа "Кармина бурана"...

Остродинамичным и разноплановым по языку произведением, содержащим целый спектр живописных по содержанию картин, уверенно и вдохновенно продирижировал художественный руководитель и главный дирижер студенческого оркестра – заслуженный артист Украины доцент Владимир Лясота.

В качестве дирижеров на фестивале выступили также композитор Павел Струк, выполнивший аранжировки многих прозвучавших на фестивале произведений, и гость из Германии Максимилиан Мария Джаннетти – художественный руководитель духового оркестра Лейпцигского радио и шеф-дирижер молодежного духового оркестра Южно-Африканской Республики.

Маэстро уже вторично принимает активное участие в организации и проведении одесских "Wind Music Fest", привлекает для исполнения на них оригинальные и малоизвестные произведения. Одесская музыкальная академия приняла его в штат в качестве гастролирующего профессора дирижирования.

Каждое новое выступление студенческого духового оркестра Одессы свидетельствует об укреплении и умножении слагающихся в нем традиций, растущем интересе ко всем новым самобытным сочинениям – оригинальным и переложениям, стремлении всемерно совершенствовать индивидуальное и ансамблевое исполнительское мастерство.

Фестивали духовой музыки в Одессе, вероятно, также станут традиционными. Они призваны вернуть духовой музыке утраченную ею популярность, доказать, что современный духовой оркестр может занять свое достойное место и на академической концертной эстраде.

Вполне резонно планируется расширить представительные и географические рамки фестиваля, привлечь к участию в нем и другие профессиональные и любительские оркестровые коллективы. В Одессе – муниципальный духовой оркестр имени народного артиста Украины профессора А. Салика, оркестр штаба Южного оперативного командования, оркестры районов области.

Статус форума обязывает...

Виктор БИРЗИН.