Номер 50 (1046), 24.12.2010
Одесский Театр юного зрителя взметнул волну общественного интереса к своей театральной фантазии "Принцесса Пирлипат" по Эрнсту Теодору Амадею Гофману. А вскоре после премьеры оказалось, что вновь увидеть новый спектакль можно только через месяц с лишним... Поди пойми эту театральную дирекцию: нет, чтобы воспользоваться рекламой, которую обеспечили пришедшие на премьеру средства массовой информации, сделать хорошие сборы. Тем более, что работники театра печалятся о перерасходе электричества, много нагорело во время репетиций московского режиссера, а платить-то нечем... Но это вопросы не творческого порядка.
Что до творчества, то есть повод воскликнуть: сказка Гофмана "Щелкунчик и Мышиный король" получила в Одессе новое прочтение. Правда, еще раньше она получила такое же прочтение тем же постановщиком в омском ТЮЗе, но это не должно омрачать радости одесситов. Режиссер из Москвы Андрей Горбатый поставил увлекательный спектакль, который не оставил равнодушными ни детей, ни их родителей, ведь начало представления театр специально назначает на 18 часов, чтобы мамы и папы могли с ребятами посмотреть, а потом обсудить театральное действо.
Конечно, любая инсценировка по определению окажется бледнее гофмановского текста, но ничего не поделаешь: этот текст хорош для неторопливого прочтения, а сцена требует адаптации. Режиссер работал над инсценировкой, сделав главной героиней девочку Мари (Янина Крылова), которая путешествует между реальностью и сказкой, где она становится принцессой Пирлипат. Кое-кто из взрослых зрителей недовольно ворчал в антракте: "Что это за название - мне все слышится "Прилипат", к чему это прилипнуть советует театр?! Я бы назвал: "Принцесса Мари"... Но Мари-то как раз не принцесса, зачем путать детей?
Действие спектакля происходит очень близко к публике. Специально сооруженный помост увеличил сцену практически до первых рядов, актеры время от времени бегают по залу. Декорационное решение экономное - шкаф, клавесин Мари со стоящей на нем куклой-Щелкунчиком, и некий шатер с круглым отверстием, белый парашют, который то и дело взмывает ввысь, к колосникам, вращается, поглощает персонажей и возвращает их преображенными волшебством. Когда крестный Дроссельмейер (Виктор Раду) дарит девочке Мари кукол, шкаф открывается, и герои с нарочито механическими движениями, словно фарфоровые фигурки старинных заводных часов, появляются из раскрытой дверцы. Этот прием настолько красив, что его можно было бы повторить, развить, но, к сожалению, этого не происходит.
Спонсор театра и конкретной постановки - фирма "Векка", и гофмановские персонажи обречены нет-нет, да и похвалить ее колбаски. Не беда! Эту меру условности еще можно принять, ведь в наше время без спонсоров спектакля не поставишь... Как и совершенно неизбежной представляется относительная бледность пары Мари-Пирлипат и Принца (Алексей Кочетов) на фоне злонамеренной Мышильды (Ирина Охотниченко) и ее сынка, Мышиного короля (Сергей Фролов). Ничего не поделаешь, отрицательные персонажи всегда ярче положительных! И тот факт, что дети хохочут над ужимками и танцами мышиной парочки, не говорит, будто все они завтра отправятся жить в подвалы и промышлять воровством колбасок с кухонь добропорядочных граждан. Смеясь над героями, зрители отрицают для себя возможность вести сходный с ними образ жизни. Театру стоит всячески поддержать молодого яркого артиста Сергея Фролова, не заставлять его затушевать свои находки в этой роли - да здравствует творчество! Мышиный король шмыгает носиком и подтягивает вечно сползающие штанишки, вот и здорово, а если бы он рычал и скалился, детишки в зале описались бы со страху, и кому это нужно?
Еще одна пара в спектакле - Королева и Король ( Надежда Машукова и Игорь Коршунов). Полны юмора эти сказочные любители колбасок, притесняемые проворной Мышильдой. Королева от переживаний то и дело впадает в спячку, картинно проронив: "Как страшно жить! Лучше спать...". И тут же засыпает, похрапывая. В общем, не видать бы этому королевству добра и счастья, если бы не храбрая Мари со своим волшебником-крестным Дроссельмейером, а то ведь кто их защитит? Генерал, этот фанфарон, которого Король без особого успеха переквалифицирует то в Дворецкого, то в Палача? Роль Генерала досталась Тарасу Баглюкову, который неожиданно раскрылся в комическом амплуа гораздо интереснее, чем, помнится, это было во взрослых театрах, где ему частенько поручали играть тоскливых, недовольных жизнью героев. Работа балетмейстера-репетитора Елены Кочергиной в спектакле очень важна: вальс Принца и Мари, невероятный чарльстон Мышильды и ее сыночка стали ударными характеристиками персонажей. Словом, есть что посмотреть и что обсудить с детьми. Тем более - впереди зимние каникулы, время рождественских сказок, волшебства и фантазий...
Мария ГУДЫМА.
Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.