Номер 49 (692), 19.12.2003
В начале был монолог балерины. Вернее, в начале было ожидание с 15 часов обещанной пресс-конферении. Она состоялась лишь в полночь, после спектакля "Жизель" и гала-концерта.
В полночь, когда прекрасные принцессы превращаются в скромную Золушку, Анастасия ВОЛОЧКОВА предстала перед взорами журналистов. Предстала прекрасной скромницей, влюбленной в свое искусство, мечтающей нести его в массы. И одновременно жертвы сильных мира сего, которая сумела отстоять правду в суде. Монолог звучал вполне искренне, хотя и несколько заученно.
В чем не приходилось сомневаться так это во влюбленности в балет, убежденности, что ее место на сцене, и в привязанности к матери.
Остальное остается под вопросом, поскольку впечатление от выступления Волочковой не согласуется с впечатлением от ее речи. А в сочетании со скандальным шлейфом, тянущимся за актрисой, вызывает законные сомнения.
Я не стану сравнивать Волочкову с Улановой, которую мне, совсем еще маленькой девочке, посчастливилось увидеть именно в "Жизели". Не стану сравнивать с другими звездами балета и даже с замечательными балеринами, танцевавшими на одесской сцене, Иваньковской, Рындиной, Михайличенко или более близкими нам по времени Барышевой и Каменской. Хочу попытаться оценить ее искусство не в относительных, а в абсолютных единицах.
И что первое, что меня неприятно удивило, это то, что у ПРИМЫ проблемы с равновесием. Нет фиксации позы, когда балерина должна была бы хоть на миг застыть на одном пуанте (кстати, это учтено в фонограмме, сопровождающей ее партию, хотя в фонограммах к номерам других солисток из привезенной труппы в соответствующих моментах и темп соответственный).
В своей речи Волочкова бросила фразу: "Главное не то, чтобы "не соскочить с ноги", главное создать образ".
Честно говоря, образа, который бы тронул сердце, я не увидела. Зато увидела несколько тяжеловатый прыжок (при том, что балерина очень-очень худенькая, хотя рост, действительно, 175 см). Кроме того, уж не знаю почему, гастрольный ли это вариант (к антрепризной халтуре нам не привыкать) или форма не позволяет, но балет "Жизель", виденный не раз в разных исполнениях, показался мне адаптированным, то есть из него исчезли сложные номера. Волочкова их явно стремилась избежать, отделываясь красивым жестом (в прямом смысле слова). Это не искупалось просто потрясающим шагом (взмахом ноги).
Возможно, в те годы, когда Анастасия Волочкова была восходящей звездой, ее слава была вполне заслуженной.
Но в настоящее время... Сбили ли ее с ног неприятности, интриги и зависть (как говорит она) или обвинения в недостаточном для роли ПРИМЫ-БАЛЕРИНЫ профессионализме, имели под собой почву и в юные годы. Время и расстояние не дают возможности делать какие-либо выводы и оценки, кроме тех, которые родились во время спектакля.
Кстати, о сравнениях. Сравнивать приходится. Гром аплодисментов, которым встретили выход Волочковой, сбавил децибеллы после ее первого номера. Но вот солисты О. Бондарева и лауреат международных конкурсов В. Ищук, исполнившие классическое па-де-де в 1 акте "Жизели", снова вызвали овацию. (В антракте только и говорили о маленьком китайченке так из-за внешности окрестили Василия Ищука, о его удивительном прыжке и пластике).
Кстати, весь привезенный Волочковой кордебалет был отличным.
И еще. Уже после 1 отделения балета аншлаговая ситуация в зале несколько разрядилась. Во всяком случае исчезли зрители, сидящие на ступеньках. Кто-то сам ушел, кому-то нашлось место в "поредевшем ряду". После окончания балета на гала-концерт (из 3-х номеров) осталось не многим более, чем ползала.
Значительная часть публики пришла не на БАЛЕТ, а на скандальную красавицу ВОЛОЧКОВУ. Впервые в жизни мне довелось услышать в балете подхлопывание в такт музыке, как будто это не классический балет, а подтанцовка эстрадного певца.
Так что, Волочкова плохая балерина? Нет, это будет слишком сильно сказано. Но на мировую звезду она, судя по одесским гастролям, не тянет. А жаль. В первую очередь саму Анастасию, ее убежденность и одержимость. Надо надеяться, что она найдет себя в своих планах: в проекте создания балетной студии и театра балета: в внедрении балета в массы (хотя при тех ценах на билеты, которые были на этих гастролях от 40 гривен за последний ряд, а за каждый последующий ряд цена возрастала, доходя до 450 грн, массам к искусству Терпсихоры приобщиться вряд ли удастся); в своей надежде на кинематограф, который может стать счастливым продолжением ее карьеры в искусстве, в мечте создать салон цветов для любимой матери.
Одесские журналисты люди зубастые, хотя и доброжелательные. Мучить каверзными вопросами балерину не стали. Тем более, что понимали и ее усталость, и сами успели уже к полуночи растерять кураж. Поэтому вопросов было совсем немного. И все разошлись, чтобы дома спокойно переварить впечатления и сделать выводы. Не знаю как кому, а мне до окончательной истины добраться так и не удалось. "Соскочила ли с ноги" великая балерина или изначальный успех вскружил ей голову и балет, не приобретя звезды, потерял хорошего Четвертого Лебедя в гениальном творении Чайковского.
Елена КОЛТУНОВА.