Номер 49 (1045), 17.12.2010

ОПЯТЬ МУЗЕЙ МЕНЯЕТ ОБЛИК...

Музей современного искусства Одессы пригласил всех желающих оценить обновленную постоянную экспозицию.

- Мы практически открываем новый сезон, - рассказал директор музея Семен Кантор. - Я рад сообщить, что мы покрасили стены, перевесили работы, даже тексты, которые практически не изменились, все-таки изменены, переработаны, и добавлен английский вариант. Это выставка не какого-то отдельного художника, а одесской школы, одесского авангарда первой, второй, третьей волны. Приятно, что буквально в последние дни наша экспозиция вновь пополнилась. Вдова художника Олега Соколова, искусствовед Елена Шелестова, подарила нам еще одну его картину, она попала в зал "Квартирная выставка". А еще мы отыскали у коллекционеров то, что считалось утраченным, - редкие фото и зарисовки перформанса Юрия Лейдермана и Игоря Чацкина "Способы убийства флагом", который состоялся в 1984 году. Буквально сегодня мы получили в подарок от Сергея Канивца отличную картину Геннадия Горбунова, за что очень благодарны.

Одна из первых посетительниц попеняла директору, что возле каждого экспоната не указана техника исполнения, то есть "холст, масло" или же "бумага, картон", а в случае со смешанной техникой было бы желательно расшифровать, что именно с чем смешивалось. Семен Кантор ответил, что ему это не кажется обязательным, но на эту тему можно подискутировать.


На самом деле в современном искусстве вопрос техники не то что на втором - на очень далеком плане. И материал, из которого изготовлено произведение, не главное. Даже не суть важно, кто именно выполнял объект, автор вполне может заказать мастеру сделать его по своим наброскам и чертежам. Важнее мысль автора, идея, отклик у зрителя. А вообще-то еще вопрос - что занятнее, новомодный диджитал арт или старинный перформанс про способы убийства флагом. Сегодня компьютерные технологии позволяют нагородить в одном пространстве массу цветных разводов, и общество никак не осудит и даже не заметит. А вот в 1980-е за представление, "надругивающееся" над святым символом, флагом, прямо скажем, знаменем (древко в задний проход - крамола жуткая!), можно было поплатиться (и платились!) попаданием на принудительное лечение, и хорошо еще, если не в тюрьму... Поэтому зрители задерживаются именно у старых фотографий, равнодушно скользнув взглядом по какой-нибудь замысловатой яркой картине.

Впрочем, для того и сидели в психушках ветераны, чтобы молодежь творила в новом веке, ничего не опасаясь. Одесскими лидерами направления диджитал арт признаны Степан Рябченко и группа Utopia Project. Новая картина "утопистов" под названием "Леди и ее муж" явно высмеивает гламур с его навязчивой эстетикой, уже надоевшей хуже довлевшей когда-то партийной символики. Кстати, о партийной символике - с ней, как ни странно, в зале двадцать первого века тоже все в порядке, об этом позаботился убеленный сединами Вадим Гринберг, создавший объект "Ленин всегда с тобой" в форме мавзолея, из которого застенчиво, строго и требовательно взирает маска вождя. Воистину, мертвые хватают живых. Трудно сказать, стоило ли такое тащить в новый век. Сейчас над вождями глумись - не хочу. Вот и у этой работы не наблюдается ажиотажа... Нет остроты восприятия. Интересно, чем по-настоящему еще удивит нас искусство двадцать первого века?

Теперь в музее особо выделена экспозиция, посвященная андеграунду 80-х, творчеству тех же Лейдермана и Чацкина, а также Леонида Войцехова, Сергея Ануфриева и других концептуалистов. И тут же - картины Сергея Лыкова, Александра Ройтбурда и Василия Рябченко, представителей легендарной "новой южнорусской волны" трансавангарда.


По-прежнему в отдельном зале экспонируется фантастический фольклор в живописи Юрия Коваленко, сохранен антураж знаменитой "заборной выставки" Хруща и Сычева, выделен зал, где представлены модернисты "без нонконформистов". Если раньше зритель, пройдя по залам, мог воспринять одесский авангард как нечто почти однородное, то теперь у него есть много точных ориентиров. Познавать увлекательный и сложный мир современного искусства стало легче - шаг за шагом, от зала к залу, от текста к тексту, но главное, от произведения к произведению.

Мария ГУДЫМА.

Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.