Номер 48 (1488), 19.12.2019

ПРАВДА ДЛЯ БЕДНЫХ

Каюсь, не могу спокойно смотреть фильмы о Великой Отечественной войне и голодоморе. Слезы выступают на глазах, вспоминаю, как дедушка Жорж рассказывал о том, как в окопе рядом с ним разорвался снаряд, и он весь оказался во внутренностях боевого товарища. Как в штыковую атаку ходил. Неохотно рассказывал, по правде говоря. А уж о том, как спасал прабабушку Маню в тридцать третьем, и вовсе не поведал. Знаю от других родственников, что мой прадедушка Андрей Саввович умер от голода в деревне (думал, там прокормиться будет легче в лихолетье, а вот как вышло). Но осталась жива прабабушка, и через все кордоны дедушка Жорж, самый младший в семье, бойкий комсомолец, сумел всеми правдами и неправдами привезти ее назад, в родную Одессу, до сих пор не представляю, как ему это удалось. На этом Манины злоключения не закончились, но все же дожила до глубокой старости и умерла в своей постели. Тянут все эти семейные истории на остросюжетный сериал.


Вот поэтому весьма настороженно я отнеслась к любезному приглашению Консульства Республики Польша в Одессе посетить допремьерный показ нашумевшей "Цены правды" Агнешки Холланд в Cinema City. Носовыми платками запаслась и до последнего надеялась, что будет благовидный предлог улизнуть на другое мероприятие. Однако, спасибо создателям фильма, два часа просидела в кинозале с сухими глазами. Почему? Правды-то так и не сказали, до просмотра наша аудитория знала о Голодоморе гораздо больше, чем ей показали. В итоге самое забавное и натуралистичное в кинокартине — разнузданные оргии экспатов в Москве и любовная линия главного героя с вымышленной (вот тебе и фильм, основанный на реальных событиях) журналисткой Адой Брукс. Причем участники оргий представлены куда более талантливо и разнообразно, чем схематичные и насупленные сотрудники советских спецслужб. Роскошные красотки в шелковом белье так и таяли в объятиях друг друга, немолодые геи в одних постромках на голое тело вяло домогались всех, кто помоложе, вино лилось рекой, а у реки были кокаиновые берега! И все под умопомрачительный джаз... Уж лучше бы эти эпизоды растянули на два часа. В них хоть какая-то правда жизни...

Итак, события фильма разворачиваются в 1933 году. Советник премьер-министра Великобритании и журналист Гарет Джонс (Джеймс Нортон) приезжает в Москву с намерением взять интервью у Сталина. Его новая знакомая Ада Брукс (Ванесса Кирби) открывает ему глаза на то, что происходит в Советском Союзе (видимо, она умнее и прозорливее). Рискуя собственной жизнью, Гарет Джонс делает репортаж о Голодоморе в Украине. Откровенная публикация вдохновляет писателя Джорджа Оруэлла на написание книги "Скотный двор". Правда, не доказано, что реальная встреча Джонса и Оруэлла имела место, так ведь Ады Брукс и в природе не существовало. Но вот в фильме эта встреча происходит в ресторане, и скоро окажется, что многие сегодняшние зрители уверовали в ее подлинность. Снят фильм в копродукции Польши, Великобритании и Украины. По словам Генерального Консула Республики Польша Анджея Шмидтке и киноведа Петра Стельмащука, его нужно видеть, дабы трагедия не повторилась. Интересно, как бы обычные граждане, ни разу не тираны и не вожди, могли бы такое повторить?..

Государственное агентство Украины по вопросам кино выделило 25 миллионов гривен для производства ленты, видимо, считая такую трату оправданной. Снимали фильм во всех трех странах, причастных к производству, в том числе — в Киеве и Харькове. Большинство актеров фильма — британцы. Герой фильма, идя не только за правдой, но и по следам мамы, преподавательницы английского, оказывается в Юзовке, свободно общается с местным населением по-русски, но отощавшие дети почему-то поют ему исключительно по-украински зловещие песни об отце, который "iздурiв, та дiтей своïх поïв". Угостившись из детских рук вареным мясом, британский журналист решает поинтересоваться происхождением кушанья, а это, оказывается, части трупа брата Коли (холодильником служит заснеженный двор). Журналиста тошнит на снег, зрителей — в попкорн (у кого есть). Но тут уже пахнет международным скандалом, зря сделали каннибала из мистера Джонса. Глодать кору с деревьев, бродя по лесу, это одно, а наивно тащить в рот что попало — не такой это был человек.

Известный украинский журналист Юлия Пятецкая откровенно пишет: "После "Цены правды" подумала, а как бы Гарет Джонс отнесся к фильму, который назвали его именем (оригинальное название "Гарет Джонс") и где его сделали главным героем? Где фантастически вольно обошлись с фактами его биографии, хотя картина заявлена как историко-биографическая, насочиняли ходульных коллизий, подрихтовали его речи и тексты в соответствии с новейшим контекстом и заставили есть детское человеческое мясо. Дети угостили Гарета своим братом Колей. И фильм этот снят с участием Украины, за правду о которой он заплатил жизнью. Он бы понял, что такое кино нужно для правды? Он бы осознал, что мало сделал при жизни и надо ещё после смерти поработать в конъюнктурной клюкве? А зрители поняли, что это был за человек? Я несколько дней читаю отклики и рецензии, и у меня сложилось впечатление, что даже журналисты и критики не в курсе. Что о Гарете Джонсе они впервые узнали из фильма Агнешки Холланд. А если бы Михалков снял, то узнали бы от него...

Когда-то на весь СССР нашелся британский журналист, который несколько лет, пока его не убили, публиковал репортажи, очерки, заметки о жизни в большевистском раю. После каждой своей поездки в рай, а ездил он несколько раз и надолго, Джонс выпускал серии материалов об СССР, развенчивая мифы о великом переломе и прелестях соцстроительства. Он, по сути, в одиночку схлестнулся с империей Сталина, максимально объективно освещая то, чему стал свидетелем, то, что было сокрыто от других. И полемизировал с теми прогрессивными людьми Запада, которые либо зажмуривались, либо восхищались советским строем, как Бернард Шоу, либо врали и подтасовывали, как Пулитцеровский лауреат Дюранти. О массовом голоде в СССР Гарет Джонс писал много, но это не касалось лишь Украины.

"Я прошел в одиночку по улицам сел и 12 колхозов. Везде люди стенали: "У нас нет хлеба, мы умираем!" Это стенание было слышно по всей России: на Волге, в Сибири, Белоруссии, на Северном Кавказе, в Средней Азии. Я прошел через Черноземную область, потому что это когда-то был самый богатый сельскохозяйственный район в России и потому что корреспондентам запретили туда ездить, чтобы они не смогли своими глазами увидеть, что там происходит"...

Где мужественный, неординарный, отчаянный человек, именем которого вы назвали кино? Выпускник Кембриджа, полиглот, умница, безумец, правдоискатель. Вот этот хлюпик, разговаривающий газетными вырезками, тот человек? Вот этот освещал в британской прессе приход нацистов к власти, предрекая мировую войну, общался с Гитлером и Геббельсом, министрами правительства Муссолини, Крупской, наркомом Литвиновым? Вот этот перепуганный очкарик? Ну хоть про очки не соврали... Он никогда не ел человеческого мяса. Гарет Ричард Воган Джонс был настоящим журналистом и не занимался подтасовками. Вспоминал, как в одном умирающем селе поделился с девочкой куском белого хлеба с маслом. И она сказала, что теперь может умирать спокойно".

А вот как пишет о фильме Алексей Росовецкий: "Агнешка Холланд — живой классик польского кино. Как и большинство оппозиционно настроенных к социализму польских кинематографистов, большую часть карьеры работала на Западе. (В 1981 году, когда в ПНР было введено военное положение, она даже отсидела пару месяцев в тюрьме.) Лучшие ее картины как раз биографические. Это "Убить священника", в котором рассказывается об убийстве польскими спецслужбами ксендза-оппозиционера Ежи Попелушко. А также "Полное затмение" — история запутанных взаимоотношений двух "проклятых поэтов" Поля Верлена и Артюра Рембо, где роль автора "Пьяного корабля" сыграл юный Леонардо Ди Каприо. Последние годы Холланд работала на телевидении, поставив, кроме прочего, ряд эпизодов в культовых сериалах "Убийство" и "Карточный домик".

В отличие от нее уроженка Нью-Йорка Андреа Халупа — дебютантка: это ее первый сценарий. Внучка украинца, пережившего Голодомор (согласно информации на официальном сайте журналистки, ее родители родились в лагере для перемещенных лиц в Европе в 1945 году), Халупа пишет для таких авторитетных изданий, как Time и Forbes, она автор исследования о Джордже Оруэлле и даже какое-то время жила в Киеве, где пробовала себя в качестве ведущей на одном из телеканалов.

Ее сестра — не менее любопытная фигура: Александра Халупа, будучи активисткой Демократической партии, инициировала расследование в отношении Пола Манафорта, руководителя предвыборной компании Дональда Трампа. Именно Халупа транслировала тезис о том, что через Манафорта Кремль оказывает влияние на президентские выборы-2016 в США".

Теперь понятно, почему в мрачной Вселенной данного фильма напрочь отсутствуют голодающее Поволжье, Постышев, Каганович и многое другое, а Сталин присутствует лишь на портретах как некий угрожающий символ. Нельзя сказать, будто нам сообщили правду о тех страшных временах. Скорее слепили нечто пропагандистское, а ведь Джонс как раз и не хотел заниматься пропагандой, так за что ж его вписали, пардон, в блудняк?!

А ведь о реальной, а не выдуманной жизни Джонса получился бы потрясающий сериал, все бы рыдали по-настоящему, но для этого надо придерживаться все-таки правды, той самой, которая дорогого стоит. Достойная задача для наших украинских кинематографистов. Где творческие заявки? Гарет Джонс — это ж не Олекса Довбуш, о котором толком ничего не известно! И тема голода украинским режиссерам, судя по всему, близка, то один, то другой пафосно голодовку объявляют, чуть что не по ним, пусть на три дня, зато какой пиар... Излюбленный нашими тружениками экрана жанр "экранизация дефлорации" тут, конечно, неуместен. Для сцены оргии можно Агнешку Холланд отдельно пригласить, это получилось эффектно. А со всем остальным еще разбираться и разбираться.

Мария ГУДЫМА.

Фото Снежаны ПАВЛОВОЙ.