Номер 47 (1391), 15.12.2017
Поводом для этих заметок послужила двухнедельная командировка в древний Египет в составе коллектива Одесского украинского театра, принимавшего участие в IV Международном фестивале театров в Каире.
Я, естественно, не сменил амплуа на актерское. В группе выполнял скромную роль администратора-переводчика. Впрочем, о фестивале - отдельно. Сначала - общие впечатления в жанре путевых заметок...
1. Бюрократ - он и в Африке бюрократ...
О том, что без бумажки ты букашка, в нашей стране знает всякий. Почти со школьного возраста. Но бывает удивительно встретить полнокровного бюрократа в очень далекой и весьма непохожей на нашу стране. Мы встретили их сразу.
Прибывшее ранним утром в Порт-Саид судно по имени "Дмитрий Шостакович" вынуждено было обремениться не только бесчисленными рулонами дешевеньких занавесок, которые, не глядя на паршивенькое люрексо-браковое качество, закупали отечественные коммерсанты, но и грузовыми проблемами театра. Поднявшийся на борт кругленький таможенный чиновник в штатском упорно говорил только по-арабски, то ли не зная, то ли игнорируя английский язык. И пока на подмогу не пришел российский консул, дело с места не двигалось.
Дальше - больше. Встречавшая нас по поручению Министерства культуры Египта компания "Асуан" в течение нескольких часов не отправляла грузовик с декорациями и автобус из Порт-Саида из-за... отсутствия какой-то бумажки, подтверждающей уже имевшуюся между неродственными египетскими организациями договоренность. До этого была непривычная перегрузка нашего багажа из трюма судна через бортовую аппарель на посудинки, условно называемые катерами. Этим транспортом нас перебросили в дальний конец акватории огромного порта - к старой таможне. То бишь к грязному зданию-сараю с высокими потолками и легким сорокоградусным сквозняком. Попав после этих маленьких удовольствий в современный автобус с двумя телевизорами и кондиционером, мы почувствовали себя как в раю.
- Скоро поедем? - то и дело интересовался кто-то из наших.
- Минут через 15-20, - каждый раз отвечали приветливо то водитель Собхи, то представитель компании "Асуан".
Так мы простояли возле таможни часов шесть. Всё это время местные чиновники утрясали на месте и по телефонам мелкие проблемки, которые они, в принципе, решили давно и должны были забыть их до нашего приезда. С подобной "расторопностью" и бюрократическими "джаст э момент" в дальнейшем сталкивались при решении любого вопроса, даже самого пустячного. Оказалось, таков неброский стиль египетского чиновничества. Правда, в отличие от нашего бюрократа, готового перейти в атаку на посетителя, повысить тон или бросить телефонную трубку на полуслове, египетские казуисты подчеркнуто улыбчивы, приветливы и внешне предупредительны. Весь их вид выражает желание тотчас помочь вам, но... Вы по этим уловкам просто обязаны сами понять без лишних слов, что загвоздка не в том конкретном чиновнике, который перед вами, а в его незримых коллегах и недосягаемых для вас начальниках... Этот миленький стиль мы усвоили быстро и извлекли для себя некоторые уроки.
Каир |
Впереди автобуса шустро бежал открытый армейский джип с десятком вооруженных бойцов. По дороге этот эскорт сменялся трижды. Объяснили, что якобы так нас оберегали на опасном пути через пустыню вдоль знаменитого Суэцкого канала, где, по мнению египтян, возможны террористические акции. С чьей стороны - так и не удалось выяснить. Впрочем, ни самих акций, ни попыток к ним не было. Но было другое. Растянувшиеся на километры военные городки с табличками "Не фотографировать" и многочисленные вооруженные посты да контрольные пункты. Создавалось впечатление, что каждая глухая стена вдоль дороги и многочисленные советского производства танки на постаментах (очевидно, безжалостная память о неудачной шестидневной войне, что пролетела четверть века назад) являются секретнейшими объектами.
В пустыне солнце уходит с неба быстро. В течение нескольких минут яркий день сменился предзакатными сумерками и погас вовсе. В кромешной тьме часа через три пути подобрались к Каиру. Было часов десять вечера. Но на улицах огромного города - ни намека на желание поспать. Сквозь герметичную оболочку автобуса звуки улицы не доносились. Но по виду тысяч людей, по их беспрестанно открывающимся ртам, по движению то разгоняющихся, то резко тормозящих автомобилей можно было безошибочно определить, что тишины нет и в помине. Иллюминация водопадом стекала с крыш высотных домов к самым тротуарам, где толпились люди. Призывно горели рекламные огни магазинчиков и баров, дешевых лавок и солидных ресторанов. Картинки менялись, как в калейдоскопе. Вот показались жалкие двух-трехэтажные домишки почти без света, за ними - кварталы шикарных домов, обрамленные огнями рекламы. Здесь же магазины с изысканной дорогой мебелью и другими товарами не для бедных. Еще минута - и снова полутьма бедных кварталов, больше похожих на послевоенные руины. Но и здесь масса людей, какой-то непрестанный водоворот и своя ночная жизнь.
В последующие дни мы убедились, что Каир никогда не спит. Вернее, каждый отдельный индивидуум, конечно, отдает положенные часы сну, но город в целом не замолкает ни на миг. В подтверждение этих слов перескочу на две недели вперед. Мы уезжали из Каира глубокой ночью (или ранним утром), где-то часа в четыре-пять. Но и в это время бился пульс города: поредевшие потоки машин, утомленные пешеходы, кое-где то ли не закрывавшиеся с вечера, то ли уже открывшиеся лавки. Жизнь теплилась в огромном теле, где, по подсчетам самих каирцев, сегодня разместились 12 миллионов человек.
Марш-бросок из Порт-Саида мы закончили на окраине Каира, в одном из самых фешенебельных пятизвездочных отелей - "Пирамиде Парк Софитель". Всего в нескольких километрах от нас на пустынных холмах стояли удивительные плоды рук людских - пирамиды и сфинкс. К ним мы придем попозже. А в тот вечер учтивый министерский чиновник мистер Рашад раздал нам ключи от двухместных номеров с кондишеном и отправил на полуночный ужин, за который перед самым отъездом домой чуть было не заставил нас заплатить из своего кармана. Снова не сошлись какие-то бумажки. Впрочем, в ту шумную египетскую ночь, первую в этой загадочной стране, многое показалось нам прекрасно сказочным. Больше всего сразу приглянулся огромный голубой бассейн, подсвеченный изнутри яркими лампочками. Многие не отказали себе в удовольствии нырнуть в водичку. И потом акватория гостиничного бассейна, его прозрачная вода и расположенный рядом оздоровительный клуб стали излюбленным местом отдыха членов одесской делегации. Да и не только их. Ибо большинство постояльцев отеля приезжают сюда именно отдохнуть. На неделю, просто на выходные.
Как любой заботящийся о своем деле человек, директор театра Геннадий Яворский уже среди ночи решил уточнить, где находятся декорации. Мистер Рашад, стремившийся ответить на все вопросы, изобразил на своем лице осведомленность: мол, о'кей, все в нужном месте. Не уточнив при этом, где это нужное место находится. Детали прояснились только на третий день и не очень порадовали нас...
2. У подножия пирамид
Пока мои попутчики осваивали берега голубого отельного бассейна, мне пришлось выяснять, где и когда состоятся выступления одесского театра. В оргкомитете фестиваля без запинки назвали театр, название которого в переводе с английского звучит как "Театр звука и света". Загадочно, но оригинально. Попытались выяснить, где он находится и как туда попасть. Ответов на эти вопросы дождаться оказалось труднее.
- Можно ли заказать автобус для поездки в этот театр? - спрашиваю мистера Рашада.
- Конечно. Когда хотите ехать?
- Завтра в десять утра...
- О'кей...
Завтра все были в сборе. Но ни в 10, ни в 11, ни даже к обеду автобус не появился. В конце концов любезнейший Рашад объяснил, что официально фестиваль открывается 1 сентября, и все автобусы начнут обслуживать гостей именно в этот день. На календаре же был последний день лета. Термометр в тени зашкаливал за сорок. Желание ознакомиться с местом действия было особенно острым у худрука театра Игоря Равицкого и неизменного соцпридатка у чужого пирога некоего тов. Калганова, представлявшегося представителем Министерства культуры Украины. Порыв последнего угас после предложения сходить в "Театр звука и света" пешком. Худрук был неумолим. И в тот же день, презрев зной и пыль пустыни, выхлопные газы проносящихся по шоссе Каир-Александрия грузовиков и автобусов, а также здравый смысл, наша усердная группка двинулась в путь. Вместе с худруком, художником Славой Зайцевым и переживающим за декорации Сашей Кобзарем пошли походом я и приданный нашей группе в качестве добровольного гида 20-летний египтянин Амейн. Он, бедняга, страдал больше всех: в крепких ботинках и костюме при галстуке вышагивать по пыльной знойной дороге ох как непросто! Нам густо клаксонили грузовики, весело махали руками водители груженых фур, на нас удивленно пялились пассажиры грязных, битком набитых автобусов. А водители такси только возле отеля попытались завлечь нас комфортом. Чтобы положить конец их намекам на дешевизну поездки, я с радостной улыбкой объяснил: мол, это у нас разновидность физкультуры...
Километры до пирамид за беседой прошли спокойно. В нашей ситуации главным было не думать о густой жаре и не смотреть на посеревшую от пыли одежду и обувь.
Пирамиды виднеются издали. Но подход к ним крут. Для пешеходов. Интуристам, мчащимся в гору в салонах кондиционированных автобусов и машин, дорога вообще не кажется сложной. Да и тем любителям экзотики, что несутся по пыли между горбами верблюдов, тоже невдомек, что на свете есть проблемы. Вынь доллар (марку, фунт, франк, лиру и т. д.) - и все в порядке...
(Продолжение следует.)
Аркадий РЫБАК.
Фото автора.