Номер 47 (1043), 3.12.2010
Председателем жюри Первого конкурса вокалистов имени А. Неждановой была знаменитая певица Белла Руденко. Когда на церемонии открытия она вошла в зал Одесской музыкальной академии, все присутствующие встали и устроили ей овацию. И это была не просто дань уважения выдающейся артистке, которая к тому же является выпускницей Одесской консерватории; совершенно потрясающее впечатление произвела сама певица - так роскошно она выглядит в свои уже совсем немалые лета. Конечно, с такой звездой хотелось бы поговорить о многом, но дни ее пребывания в Одессе были предельно загружены конкурсом, так что пришлось ограничиться кратким интервью.
Для справки. Белла Руденко родилась 18 августа 1933 г. Окончила Одесскую консерваторию у Ольги Благовидовой. С 1956 г. - солистка Киевского театра оперы и балета им. Т.Шевченко. Заслуженная артистка Украины (1959), Народная артистка СССР (1960). Лауреат Государственной премии СССР (1971). Солистка Большого театра в 1973-1988 гг. С 1977 г. преподаёт в Московской консерватории.
- Белла Андреевна, что вы чувствуете, войдя в стены своей альма-матер?
- Я счастлива, что так отремонтировали консерваторию, что она сейчас, как игрушечка. Спасибо всем, кто это сделал. То, что висят тут портреты всех наших знаменитых выпускников, - это просто прекрасно. И то, что построили камерный зал - это замечательно. Конечно, для меня это очень дорогое место, и очень дорогой зал, в котором прекрасная акустика. И хорошо, что именно здесь будет проходить конкурс.
- А вы помните, когда сюда попали в первый раз?
- Конечно, помню! Когда я поступила в консерваторию, то не просто бежала, а как на крыльях летела, чтобы скорее сказать маме, что меня приняли, и что меня взяла в свой класс сама Благовидова.
- Белла Андреевна, как вы считаете, в какую сторону изменилось сейчас вокальное искусство?
- Вы знаете, сейчас намного труднее устроиться на работу, более жесткий отбор в театры и везде. Я не могу сказать, что стало лучше, но стало сложнее.
- А с чем это связано: с усилившимися требованиями к вокалистам или потому, что их стало чрезмерно много?
- Я не могу вам сказать точно, просто стало жестче и сложнее.
- А голоса не стали хуже?
- Нет, хороших голосов много, и особенно щедро украинская земля их родит. Это осталось.
- В чем, на ваш взгляд, особенность именно одесской вокальной школы?
- В культуре вокала, прежде всего, а не только в голосе.
- Что вы понимаете под "культурой вокала"?
- Культура вокала - это, прежде всего, глубокое изучение вокальной музыки, всего ее разнообразия.
- Одесский конкурс носит имя Антонины Неждановой. Когда вы слушали ее записи, то что для себя вынесли?
- Именно культуру пения.
- А есть ли разница в культуре пения сегодняшнего времени и более раннего?
- Ну, если и есть, то небольшая. И потом я хочу сказать такую вещь: я отучилась у Ольги Николаевны Благовидовой пять лет. И не помню такого случая, чтобы не получила по какой-то причине роль или чтобы я не выполнила те требования, которые она предъявляла.
- А жесткие были требования?
- Жесткие, но всегда справедливые.
- А в чем выражалась эта жесткость?
- Она просто говорила, что надо сделать то-то и то-то, больше ничего, но этого было достаточно.
У вас теперь свои ученики. Как вы с ними общаетесь, как Благовидова, или по-своему?
- Я стараюсь продолжить традиции Благовидовой. Как у меня получается, не знаю, но я стараюсь.
Сегодня в опере все большую роль играет актерское мастерство. Как с этим обстоит дело у нас?
- Вы знаете, к сожалению, плохо. Вот вокалу учат у нас, в общем-то, хорошо. Но не всех. И не везде.
- Есть ли какой-либо возрастной ценз у оперной певицы?
- У оперной певицы - безусловно. Но я пропела 43 года, а это очень большой срок. Сначала я пела на оперной сцене, потом продолжала заниматься камерным пением.
- А как вам удалось столько лет держаться на вершине? Это природный дар, работа над собой или такой характер?
- Не знаю, думаю, что все вместе. Характер, конечно, очень важен. Скажу больше: характер - это судьба.
Беседу вел Александр ГАЛЯС.