Номер 44 (1040), 12.11.2010
Игорь Потоцкий удивительно плодовит. За последние двадцать лет он выпустил 38 сборников стихов и прозы общим тиражом более 30 тысяч экземпляров. Это не считая огромного количества публикаций в журналах и газетах. Трудно найти аналоги в современной одесской литературе. Сочинения Игоря печатали такие журналы, как "Смена", "Аврора", "Сельская молодежь", "Радуга", "Мурзилка", "Кукумбер", еженедельники "Семья", "Неделя" и многие другие издания. А на страницах одесских журналов, альманахов и газет Потоцкий "прописался" давно и прочно. Звучали его стихи на радиостанциях "Юность" (Москва) и Международном радио Франции. На последнем передавали отрывки из повести "Улица Розье", которая получила высокую оценку читателей и критиков не только у себя на родине; рецензии и отклики на эту книгу были напечатаны в Канаде, Израиле, России, Франции.
Игорь Потоцкий - давний и верный друг нашей газеты, в которой он начал печататься буквально с первых номеров. И нам приятно поздравить Игоря с 40-летием его творческой деятельности. Вечер, посвященный юбилею, состоится 21 ноября в Еврейском культурном центре (ул. Нежинская, 77/79). Помимо юбиляра, в нем примут участие писатель Александр Дорошенко, композитор Людмила Самодаева, баянист Иван Ергиев, скрипачка Елена Ергиева, бард Вадим Ланда. Вход свободный.
Александр ГАЛЯС.
* * *
Любуюсь я твоим прекрасным обликом,
напоминающим внезапный гром,
как будто ты спустилась снова с облака,
застывшим в небе светло-голубом.
Печальная, словно строка начальная,
звучавшая порою невпопад,
приходишь ты мелодией венчальною,
листвой так шелестит весенний сад.
Ты кружишься мелодией отчаянной,
меня вбирающею целиком,
и что-то в тебе смутное и тайное,
как первое свидание тайком.
* * *
Побудь со мной наедине, подруга,
невероятная, как вьюга,
возникшая внезапно в час ночной
впервые на ноябрьской мостовой.
Побудь со мною, не боясь родителей,
подруг и даже сплетен роковых.
Забудь скорей о падеже винительном -
он не коснется больше глаз твоих.
Пусть сходятся вчерашние печали
в свой круг, танцуют лихо до утра,
чтоб днем грядущим их не замечали,
как будто прочь их унесли ветра.
Как легок и возвышен первый снег,
как улица сейчас витиевата.
Свои ладони тянешь ты ко мне,
на них лежат два лучика заката.
* * *
Между гласных и согласных,
Господи, на все согласных,
постигаю я загадки
и отгадки бытия,
ощущая, что мученья
мои были не напрасны,
потому что жизнь прекрасна,
если рядом ты и я.
В шумном городе у моря
я изведал много горя,
но глаза твои сверкали,
как рассветные лучи.
И твои все ноты плыли,
словно фразам, волнам вторя,
а потом их исполняли
трубачи и скрипачи.
Море исстари лукаво,
волны движутся рывками,
где-то рядом с облаками
солнца диск горит для нас.
И течет соната страсти,
опьяненная веками,
между гласных и согласных
не двоясь и не троясь.
* * *
Парк состоял из очень древних лип,
но понимали, как казалось, липы,
что я один любил тебя навсхлип
и, как слепец, имевший голос сиплый.
Но этот сад блаженным был стократ,
ведь он с тобою уготовил встречи
и в глубине ветвей мне все звучат
обрывки недоговоренной речи.
В них нота РЕ, а рядом нота СИ,
но на какой неведомой октаве
тебе обиды все свои простил
и все твои легко забыть заставил?
Какие нам мелодии играл
тот парк, легко распластывая тени,
какие свои замыслы терял,
какие покорял легко ступени?
И ноты плыли, словно стаи рыб,
и облако над парком проступало,
и я один любил тебя навсхлип,
но ты об этом ничего не знала.
* * *
Ночами караулил склады.
Кругом тоскливо и темно,
а за оградой, совсем рядом,
горит в ночи Ее окно.
Я наблюдал за ним с надеждой,
что я увижу, как она
войдет и опадет одежда...
О, как красива и стройна!
Она у зеркала садится,
в постель ложиться не спешит,
и на плечо садится птица,
а на коленях кот лежит.
От тихой нежности я млею
и озираю пост с трудом.
Мне хочется быть рядом с нею
и с этой птицей, и с котом.
Снежинки падают все чаще
и не жалеет вьюга нот...
Я лишь боюсь, что разводящий
быстрее смену приведет.
* * *
Из линий Матисса, влюбленного в женское тело,
ты вся состоишь.
Уверенно ты посмотрела и вдруг повелела
вспугнуть эту тишь.
Сыграла ноктюрн свой вчерашний на память -
из звуков дождя.
И строчку на небе я высек, как пламя,
но лишь для тебя.
И вся ты раскрылась внезапно, как эхо,
что бродит в горах,
для тайного чувства и нежного смеха
на тонких губах.
* * *
Вот в этом городе большом,
где я перед судьбой не каюсь,
пропой мне песенку сверчком,
а я с любой обидой справлюсь.
Я снова стану рифмовать
тебя с собою в час тот ранний,
когда мы будем воскресать
для сладостных воспоминаний.
То воскрешение двоих
не станет праздничным аккордом:
из музыки родится стих -
последний, медленный, не гордый.
* * *
Очарован твоим смешком,
сбитым наспех волос пучком,
красотою твоей татарской -
европейской и азиатской.
Вот ты сердишься у плиты
и глаза твои налиты
темной тучей
из ста созвучий,
где царит только холод дремучий.
Как смешки твои больно ранят -
мою душу они таранят,
чингизханят вновь надо мной,
но тому, вероятно, виной
крик мой, брошенный на расстоянье,
где опаздываешь на свиданье,
где не гасишь в груди рыданье,
что даешь мне любовь в подаянье.
* * *
Твои стрекозиные жесты
я знаю наперечет,
а солнце сегодня по жести
особенно сильно печет.
Но глаз твоих хрупкость литая
особенно веско пронзит,
уже от меня отлетая,
недаром ей выдан транзит.
И голубь приклеится к небу,
кораблик - к спокойной реке.
Я нежно опять и нелепо
к твоей припадаю руке.
Касаюсь губами ладони -
загадочной, как остров Крит.
Веселый кораблик не тонет,
а голубь над нами парит.
* * *
Белым светом я расшевелю ночную полночь,
льющимся из моего окна, за которым
мне не поздно
наблюдать город.
Я ничего не знаю о прохожих,
но где-то ты ступаешь по асфальту,
ощущая с утром схожесть,
населяя карту
города своими шагами,
звучащими из каждой подворотни,
вбирая глазами
овалы, углы и повороты.
И тебе одной рукоплещет
листва, замученная
ночной тоскою,
предрекая встречу
со мною.