Номер 43 (988), 6.11.2009

ПРИНОСЯЩАЯ ДОБРО И РАДОСТЬ
Один день из жизни социального работника

Еще не так давно, каких-то два десятка лет назад, не знали мы понятия "социальный работник", хотя были и структуры, и люди, которые помогали инвалидам, одиноким, многодетным: В 1990-х эта деятельность стала профессией для многих тысяч людей. Она не слишком престижна, едва различима в шкале ценностей молодого поколения, да и вообще трудно понять - профессия ли это? А может, просто образ жизни? Чтобы понять это, мы провели день с сотрудницей социальной службы Департамента социальной политики и труда городского совета Людмилой Лавреневой.

Для справки. "Социальный работник оказывает материально-бытовую помощь и морально-правовую поддержку инвалидам, одиноким престарелым людям, многодетным матерям, детям-сиротам, лицам, страдающим тяжкими недугами, бедствующим гражданам и т. п. Выявляет граждан, нуждающихся в такой помощи, определяет характер и объем необходимой помощи" (из "Справочника профессий").

Людмила Васильевна работает в социальной службе уже больше десяти лет. По натуре она - человек отзывчивый, если видела, что кто-то нуждается в помощи, в стороне не стояла. Но, только придя сюда, поняла по-настоящему, сколько вокруг горя, сколько людей нуждается в поддержке - физической и моральной.

Утро Людмилы Васильевны начинается с мыслей о своих подопечных. "За эти годы мы с ними так сдружились, - признается она, - что теперь как одна семья". Первое дело - составление графика, ведь сегодня нужно посетить пятерых. В рабочей тетрадке Людмилы Васильевны все четко расписано - время и задания.

Первый визит - к Клавдии Павловне. Людмила Васильевна проверяет, приняла ли ее подопечная таблетки, которые входят в курс лечения, как позавтракала. Иногда приходится разогревать еду, но сегодня Клавдия Павловна чувствует себя более или менее прилично, потому наш визит довольно короткий.

Следующий по списку - Виктор, пятидесятилетний мужчина - слепой, живет на третьем этаже, вниз практически не спускается. Раньше он жил с бабушкой, а когда та слегла, Людмила Васильевна помогала ухаживать за ней, принимала участие в организации похорон. В общем, все горести с Виктором делили пополам и стали уже как родные. И хотя визиты социального работника происходят регулярно, все равно для мужчины каждый приход Людмилы Васильевны - радостное событие, которого он ждет с нетерпением. И не только потому, что нуждается в обслуживании, не менее важно знать: твоя судьба людям небезразлична.

Для справки. "Требования к индивидуальным особенностям социального работника - порядочность, честность, бескорыстие, целеустремленность, сильная воля, трудолюбие, наблюдательность, эмоционально-волевая устойчивость, социальная интуиция, спокойный и приятный тембр голоса" (из "Справочника профессий").

Ближе к обеду приходим к Ольге Федоровне.

- Как дела? - спрашивает с порога Людмила Васильевна

- Хорошо, отлично, Людочка, как еще им быть. Нам раскисать нельзя!

Ольге Федоровне - 85, не так давно перенесла инсульт, без лекарств не может обходиться. А цены на таблетки все растут. Социальный работник и тут помогла - пенсионерка получила от города адресную помощь.

Или другая история. Хотя и невелики доходы, но оплата коммунальных услуг у Ольги Федоровны, как и у многих других пенсионеров, на первом плане. Получит пенсию и сразу заплатит за воду, газ, свет. Меньше будет есть (хотя куда уж меньше?!), а долги копить не станет. Но тарифы растут, и тут уже без помощи не обойтись. В прошлом году на газ мэрия пообещала выделить 500 гривень помощи, но денег долго не было.

- Я рассказала об этом Людочке, - улыбается Ольга Федоровна, - и она сразу вопрос в своей службе решила. Заплатили мне за АГВ. А еще покрывало на постель подарили, халатик. Я в него наряжаюсь, когда во двор спускаюсь. А вот по улице без сопровождения идти уже не могу. Опять-таки, спасибо Людочке - мы с нею в "Таврию" за покупками ходили, хоть город посмотрела.

Текущую уборку в квартире Ольга Федоровна, несмотря на возраст, делает сама, а вот в генеральной помогает Людмила Васильевна. И готовить - тоже. Вот и сейчас социальный работник встала к плите - подопечная попросила испечь ей творожную запеканку по своему рецепту. Вкусная вышла запеканка - ничего не скажешь.

- Кем только не приходится быть на нашей работе, - улыбаясь, рассказывает Людмила Васильевна, - и поваром в том числе.

Американские исследователи подсчитали, что социальный работник исполняет для своих подопечных не менее 11 функций: адвокат, учитель, консультант, менеджер по информации, оценщик и т. п. Рассказываем об этом Людмиле Васильевне, а она смеется: "Да я еще с десяток могу добавить".

Той же Ольге Федоровне, например, нужна стиральная машина; ведь полоскать белье руками уже тяжеловато. Значит, будет социальный работник, как говорится, поднимать этот вопрос на планерке, которая состоится во вторник. Там они с коллегами делятся новостями, сообщают о состоянии здоровья, нуждах своих подопечных, проблемах на участках. Чаяния стариков социальная служба старается, по возможности, удовлетворить. Не так давно, к примеру, 80-летнему дедушке заменили холодильник. Конечно, подобными успехами удается похвастать далеко не каждый день, техника стоит дорого, а ресурсы у бюджета ограничены, но тем более радостно каждое такое событие - и не только для самого подопечного и его "персонального" помощника, но и для всей службы.

А сейчас мы с Людмилой Васильевной идем в аптеку. Покупка лекарств по значимости для пенсионеров - на втором месте после оплаты коммунальных услуг. Затем заходим за продуктами. К слову, раньше пенсионеры чаще просили покупать им еду на базаре, сейчас - в супермаркете. Времена меняются. Ольга Федоровна даже подарила своей помощнице сумку на колесиках, чтобы было легче носить продукты.

Для справки. Согласно исследованиям, в среднем около трети (32,8 %) всего рабочего времени социальный работник тратит на выполнение поручений вне дома (разного рода покупки, выписка рецептов и направлений в поликлиниках, оплата счетов и т.п.) "В пути" социальные работники проводят 23,3 % рабочего времени. 15,1 % уходит на общение с клиентами. 12,5 % отнимает уборка и обустройство квартир; 9,9 % - заполнение отчетности.

Всего у Людмилы Васильевны 11 подопечных. С каждым из них заключен договор на оказание услуг социальной службой. Правда, о такой возможности знают еще далеко не все, кто нуждается в помощи. Наверное, тут и наша вина: очень уж редко рассказывают журналисты о людях этой внешне малозаметной, неэффектной, но такой необходимой профессии.

- Что привлекает вас в этой работе? - спрашиваем мы у нашей героини.

- Я занимаюсь тем, что по большому счету является моральным долгом каждого человека. Для меня это не профессия, а состояние души. Мне нравится исполнять желания моих подопечных, ведь желания, мечты - это своего рода стимул к жизни. И самая большая награда - это когда люди говорят "спасибо", и я вижу радость на их лицах.

Для справки. Согласно исследованию, к самым привлекательным сторонам своего труда социальные работники относят возможность оказания помощи людям (56,8 %), общение с людьми (45,3 %), гибкий график работы (43,9 %).

Мы прощаемся с Людмилой Васильевной и честно признаёмся друг другу, что устали, хотя работа журналиста тоже не предполагает сидения в теплом кабинете. А ведь для нее прошедший день - самый обычный, будничный, если понятие "будни" вообще применимо к людям этой профессии, чье призвание - приносить радость тем, кому нужны забота, поддержка и просто доброе слово.

Александр ГАЛЯС, Инна ИЩУК.

На фото И. ИЩУК:
социальный работник Л. В. Лавренева
со своей подопечной О. Ф. Слипченко.