Номер 40 (1433), 9.11.2018

РАРИТЕТНЫЕ НОЖНИЦЫ
ВМЕСТО ВОЛШЕБНОЙ ПАЛОЧКИ

Сказочные красоты, которые показывает публике на своей сцене Одесский Национальный академический театр оперы и балета, создаются в театральных мастерских на Садиковской, 18.

Здесь под руками мастеров рождается облик будущих спектаклей, а к моменту нашего прихода проводился ремонт декораций, бутафории, костюмов текущего репертуара. Чтобы позолота не тускнела и яркие краски не выцветали, в бутафорном цеху колдует Ольга Ковальчук - как раз сейчас потребовалось обновить крылышки бабочек из детского спектакля "Изумрудный город".

Совсем недавно, вспоминает художник-бутафор, тут наносили позолоту на колыбельку принцессы Авроры для балета "Спящая красавица". Колыбельку, как и корзиночки, с которыми танцуют в спектакле дети, сплели не из лозы, а из бумажных трубочек, они, как показывает практика, не растрескиваются под лучами софитов. Корзиночки плели, оплетая бутылку, которую потом заменяли сосудом пошире. Тьфу-тьфу, восстанавливать корзиночки пока не требовалось.


- Они получились такие "мимимишные", как пироженки, - улыбается Ольга. - Ни у кого не поднимается рука их испортить или запачкать. Сейчас мы приводим в порядок маски, бальные аксессуары, вот ножны для меча обновили. За удобные вещи актеры дерутся!

Старший мастер бутафорного цеха Виктор Ермоленко показывает заместителю заведующего художественно-постановочной частью ОНАТОБ Василию Хомину ножны - действительно, как новенькие! Для оперы "Набукко" осенью выполнили не совсем обычное оружие, подобие походных ракетных установок и наручные мечи, напоминающие бластеры. Самый же необычный предмет бутафории, который здесь изготовили - пожалуй, фонтан из синих пластиковых бутылей для воды в опере "Любовный напиток". Материал недорогой, а объект получился эффектный, при подсветке смотрится как хрустальный ананас... Для нового балета "Маскарад" сделали пирамиды из пластиковых бокалов с совершенно настоящим на вид шампанским (и даже пузырьки есть!), и причудливые маски, но не из папье-маше, как было бы по старинке, а из нового театрального материала под названием ворбла. Это шикарный термопластик, который можно разогреть феном и формовать как угодно. Воспользоваться ворблой бутафорам подсказал новый главный художник театра Игорь Анисенко.

- Комбинат, как называют в кулуарах театральные мастерские Одесской оперы, очень хорош, - отмечает Анисенко. - Другое дело, не хватает немножко людей для масштабных задач. Специалистов для такого объема маловато, но специалисты хорошие, кругом порядок, отличные мастерские. Просто нужно побольше рук. Можно собирать штат по договору на конкретные проекты, но не всегда этот способ срабатывает, за новыми людьми нужно пристально следить, все контролировать. В конечном итоге, все делается ради зрителя.

Поднимаемся по лестнице и оказываемся в огромном пространстве художественно-декорационного цеха, чья площадь составляет примерно тысячу квадратных метров, вдвое больше, чем площадь сцены. Здесь удобно прямо на полу расписывать вручную декорационные задники. Для той же "Спящей" их расписывали тут, а позолоченные решетки выполнили в технике аппликации, пришили детали из парчи, причем не слишком ровно, не натягивая ткань - получилась фактурная поверхность, решетки засверкали.

Как раз сейчас начальник художественно-декорационного цеха, заслуженный художник Украины Евгений Гуренко расписывает вручную тканевые задники к балету "Жизель", их нужно обновить.

- Эти же задники я расписывал, когда только пришел в театр на работу, как раз "Жизель" была в производстве, - говорит Евгений. - Было это сорок лет назад. Спектакль со стажем, но красивый, стильный, освежим - и нас переживет. Потихоньку, по частям, по одному плану, доделываем в рабочем порядке...

Интересно, что для росписи декораторы применяют паркетный флейц, а раньше в нашем городе заказывали театральные кисти у частников, но тех уже нет в живых, а ремесло никто не унаследовал...

В костюмерном цеху царских одеяний немало, а царит здесь на самом деле не Набукко, Флорестан или другой оперный венценосец, а художник по костюмам Сергей Васильев. Для вердиевской оперы "Набукко" он шил сногсшибательные одеяния из жаккарда, кожи, тафты, люрекса. А для "Маскарада" - столь изящные одеяния а-ля Диор пятидесятых, украшенные тонкой отделкой и росписью в технике холодного батика, что хоть на подиум выводи балерин!

- Современный театр отказывается от грубых, броских деталей как в костюме, так и в гриме, уходят в небытие черные брови и розовые щеки. Пресса работает очень активно, и фото с крупными планами исполнителей появляются в сети в связи с каждой постановкой. Это переломило давнюю традицию и позволило с удовольствием подчеркивать естественную красоту лиц и силуэтов, - рассказывает Сергей.

Раскрывая профессиональный секрет, Сергей Васильев показывает манекены для балетных костюмов и для оперных (оперные солисты поплотнее телосложением), но есть в нашем театре столь изящные балерины, что и манекена не подберешь!

- Сняли мерки, а в качестве образцов используем старые костюмы, я уже и не помню точно, как их кроил, - рассказывает мастер Валентин Салютин. - Новые костюмы сначала делаем на манекенах из бязи, потом в нужных материалах. Вот здесь такой хитрый китайский рукав, надо вспомнить, как это делалось...

В штате нашей оперы Валентин Сергеевич работает с 2010 года, а до того работал в музкомедии, на видном месте хранит фотографию ее главного художника Михаила Борисовича Ивницкого. Сам Михаил Водяной советовался в подборе костюмов с совсем тогда еще молоденьким Салютиным, чем немалое его удивлял. Но ведь талантливый человек видит и ценит таланты и в других.

Раскрой костюмов для Пинга, Панга и Понга для оперы "Турандот" идет своим чередом. Ввели новых солистов на эти партии - придется одевать.

- Эти ножницы я купил с рук не то в 85-м, не то в 86-м году, - говорит мастер. - Они самодельные, их изготовили на заводе из отличной стали, служат долгие годы, и еще послужат. А еще у меня есть раритетный утюг, я им утюжу брюки. В нем примерно 10 килограммов, им орудовала еще моя тетя, которая работала на фабрике имени Воровского. Потом утюг списали, а мой отец дал ему вторую жизнь, выточил и приделал удобную ручку. Разогревается до невероятной температуры, хоть яичницу на нем жарь!

Художник головных уборов Наталья Коваленко занята реставрацией бисерных корон, шляпок, а сверкающий кивер, подаренный ею Сергею Васильеву на день рождения, всегда на видном месте. В мастерских театра сотрудники проводят много времени, живут дружно, работают вдохновенно и радуют друг друга, а затем и публику, которой в любые времена хочется красивой сказки на сцене.

Виолетта СКЛЯР.

Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.