Номер 37 (982), 25.09.2009
Самому популярному творческому коллективу Одессы - комик-труппе "Маски" - исполняется 25 лет. Однако мало кто знает, что своему названию "Маски" во многом обязаны... Одесскому областному комитету Коммунистической партии Украины.
Осенью 1984 года ансамбль пантомимы Одесской филармонии начал готовиться ко Всемирному фестивалю молодежи и студентов, который должен был проходить будущим летом в Москве. Для коллектива, которому в ту пору едва исполнился год, это была немалая честь.
Хотя знатоки ничуть не удивлялись: одесситы в профессиональных кругах котировались высоко, в том числе с большой симпатией к ним относился Вячеслав Полунин, который придумал и пробил через ЦК ВЛКСМ идею создания в рамках фестиваля творческой мастерской пантомимы и клоунады. Но для такого идеологизированного мероприятия, каким был Всемирный фестиваль, требовался и соответствующий репертуар, который отвечал бы лозунгу фестиваля: "За антиимпериалистическую солидарность, мир и дружбу". Однако, каким образом мимы могли "бороться с империализмом"? Выход нашел приглашенный для постановки из Ленинграда известный режиссер Влад Дружинин. Нарядив артистов в костюмы полицейских, дипломатов и т. п., он создал из старых и нескольких новых номеров фантасмагорию, которая, можно сказать, обличала "ИХ нравы". И называлось это действо соответствующе: "Белое, черное и... пестрое". В таком виде худсовет филармонии отнесся к ней вполне благосклонно, и на 9 октября 1984 года была назначена премьера.
Всякий уважающий себя творческий коллектив должен иметь название. И В. Дружинин предложил назвать наших мимов ансамблем "Смехачи". Название он взял из знаменитого стихотворения Велемира Хлебникова. Эта идея также ни у кого в филармонии не вызвала возражений. И пошла реклама в газеты, на радио...
Однако, каково же было удивление осведомленных зрителей премьеры, когда на большой рекламном щите возле филармонии значилось просто: "Ансамбль пантомимы". Оказалось, что "Смехачи" вызвали неудовольствие в обкоме партии.
- Что значит - "Смехачи"?! - кипятилась, по слухам, дама, несущая ответственность за культуру области. - И потом, как будут говорить: "хохмачи", "портачи"?!
А поскольку слово партийных органов в ту пору было решающим, то коллектив временно остался просто "ансамблем пантомимы". Что, впрочем, нисколько не помешало громкому успеху премьерного представления. А вот незадолго до выезда в Москву столичные организаторы попросили как-то все же коллективу дать название. И на Всемирный фестиваль поехал уже ансамбль "Маски". Можно сказать, что с этой поездки и началась у одесситов полоса успехов: приглашение на ТВ, победы на Всеукраинском и Всесоюзном конкурсах артистов эстрады, гастрольные поездки и т. п. Ну, а "Маски-шоу" видел, наверное, практически каждый житель бывшего СССР, а также миллионы людей в более отдаленном зарубежье.
А теперь давайте на минутку представим, что одесские партийцы согласились бы с названием "Смехачи". На сценических успехах Георгия Делиева, Бориса Барского и их товарищей это, скорее всего, никак бы не отразилось. А вот на ТВ... Согласитесь, что "Смехачи-шоу" звучит как-то не так. "Маски-шоу" ложится на язык легко и естественно. Со "Смехачами" - тяжелее. Так что порою и абсурдные, на первый взгляд, действия могут в конце концов приводить к положительным результатам. Но в данном конкретном случае удивляться не приходиться: такое уж это искусство - клоунада: тут все - вверх тормашками!
Александр ГАЛЯС.
Фото из архива автора.