Номер 35 (1132), 21.09.2012
Сергей Чех - потомственный мореман. Один из тех, кто ищет точку, где океан сливается с горизонтом, оставаясь один на один со стихией. За плечами - 12 лет яхтинга, а сегодня выставки морских циклов картин и освоение нового направления в искусстве, которое, по словам художника, взорвет мир.
Мы встретили Сергея на выставке, где экспонировался цикл его картин с еще двумя фотохудожниками "Три звука тишины", которые уже объехали Украину и Россию, Польшу, Францию.
- Если первая моя страсть - фотография, - рассказывает Сергей Чех, - то вторая - море. В 11 лет я пришел в яхтклуб и там остался. Яхтингом занимались мой брат и отец - капитан первой крейсерской яхты "Микрон". Мы с ним соревновались, он - на своей, я - на другом судне. До перестройки спортивная, крейсерская школы были одной дружной семьей. Все друг другу помогали, не возникало проблем с кем-то выйти в море, не было такой индивидуализации, как сейчас. И если мы шутили, то по- доброму. В яхт-клубе проходила международная регата "Дружба", приехали яхтсмены из Болгарии, Румынии, Италии. И рядом с нами стояли болгары - профессиональные спортсмены. И вот они предложили нам посоревноваться, кто быстрее дойдет на веслах до линии старта. Они все рослые, крепкие, не чета нам. И мы понимаем, что тут надо действовать не силой. Пока наш капитан с ними договаривался, юнга нырнул и привязал к рулевому болгарской яхты ведро. Стартанули. Мы спокойно отгребаем. Болгары начинают грести, а лодка стоит. Ведро под килем - хороший якорь. Эти три орла весла гнут, стараются. Мы уже на линию старта сходили, искупались. А они все гребут. И весь яхтклуб собрался посмотреть, но никто им ничего не говорит. Минут через 40 догадались, что надо посмотреть, что у них за бортом. Увидев ведро, они были страшно "обрадованы". Больше мы их не видели, они перешли на другую площадку яхтклуба.
Был еще один веселый случай. В то время пограничники для выхода яхты требовали на борту судна не менее 4 человек в целях безопасности. А у нас одного не хватало. И тут видим на причале парня, достаточно крепкого телосложения.
- Покататься хочешь?
Сел к нам Алик, документы оформили, вышли в море. А ему скучно сидеть, попросил дать какую-нибудь работу. Ну капитан и говорит:
- Вот тебе веревка, когда даю команду - тянешь, туго идет - накручиваешь на лебедку и раза два проворачиваешь, чтобы добить парус до конца мачты.
Проходим мы мимо яхты, где загорают девочки. И я вижу, что
наш парень весь там. Тут капитан дает команду "вира". Алик
веревку тянет, а взгляд от нимф не оторвет. И парус взлетает под
топ мачты. Плюс еще на лебедку, в общем, обрывает стальной трос
под топом мачты. Начали выяснять, почему так произошло.
Оказалось, что он 12 лет командовал десантно-штурмовым отрядом,
силы неуёмной. После этого все силовые работы выполнял только
он.
Бывали и сложные переходы, например, когда перегоняли лодку из Туапсе в Одессу, - вспоминает Сергей. - Мы попали в сильный шторм. На яхте 3 человека. Юнга, который первый раз вышел в море, капитан с температурой под 40 и я. Пришлось взять управление на себя. Когда остаешься один на один с морем, ощущаешь приятное состояние физических трудностей при хорошем эмоциональном настрое. После вахты стал ценить и уважать мореплавателей-одиночек. Примером для меня является капитан Гвоздев, он работал механиком на торговых судах. Вышел на пенсию и решил осуществить свою мечту. На переделанной спасательной шлюпке совершил кругосветку. Вторую лодку строил на кухне, она была длиной 3,5 метра. В 80 лет пошел в свою третью кругосветку. Погиб в районе Италии при невыясненных обстоятельствах. Его лодка была найдена разбитой. Он написал две книги, которые стали источником советов для мореплавателей.
Каких только историй не случается в море. Для Сергея море не только испытание, стихия, но и советчик в сложных вопросах.
- Море - как женщина с переменчивым характером и настроением, - образно сравнивает художник. - Благодаря работе над морскими пейзажами, снимая постоянно меняющееся море, я почувствовал, насколько понятие времени быстротечно, и все наши проблемы мелочны по сравнению с водной гладью. В период кризиса личных отношений часто приходил к морю. Так получилась серия "Тихая песня моря". Есть вода, камни, но движение времени все смывает, превращает в пыль, туман. Море словно давало мне определенную раскадровку, подсказывая, что и как делать.
Занявшись любимым делом, художник постепенно нашел уникальную технику масляной печати - oilprint, с помощью которой смог выразить свое отношение к миру и мир через себя. Удачной серией стал цикл работ "Одесский дневник". Постепенно осваивая увлекшую его технику, Сергей нашел сподвижников по всему миру. Вошел в творческое объединение "Станковая фотография XXI". Сегодня является участником национальных и международных фотовыставок. В Киеве, Москве художники уже провели несколько мастер-классов "Трансформация тела", в августе планируют провести в Одессе.
- Мы хотим взорвать отношение к фотоискусству, - объясняет Сергей, - показать совершенно другой подход к процессу фотографирования. Не как прикладной картинки, а с точки зрения художественного произведения.
Материалы полосы подготовила Инна ИЩУК.