Номер 34 (1523), 22.10.2020

Кхмерские зигзаги

(Окончание. Начало в № 32–33.)

...Вечером для местной публики и туристов проводятся красочные фольклорные шоу. Уже в сумерках мы подъехали к одному из популярных заведений, устроенному очень просто. На обширном пространстве без стен были расставлены перпендикулярно сцене длинные столы. В дальнем от сцены сегменте выставлены металлические посудины с различными продуктами, часть из которых была нам неизвестна. Ресторан работает по принципу шведского стола. Правда, незадолго до начала представления огромные подносы с едой стремительно пустеют и уже не пополняются. Людей очень много. Кто не успел — тот опоздал. Или может довольствоваться тем, что осталось. Без особого выбора. Естественно, голодными посетители не остаются, но, как по мне, повторно я бы в такое заведение не пошел. Вся фишка здесь в концерте с местными песнями и плясками.

Зрители сидят не под открытым небом. На высоких деревянных колоннах плотно уложены слои широких листьев. Эта крыша убережет вас от дождя. А вот порывы ветра сдувают со столов салфетки и закручивают бумажные скатерти. Эти мелкие неудобства отходят на второй план, когда на ярко освещенную сцену выходят артисты. Считается, что кхмерская культура сложилась во многом под влиянием индийской. Языком танца девушки в расшитых золотой нитью саронгах рассказывают древние легенды. Особенно выразительны движения рук и пальцев, сплетающихся в немыслимых извивах. Пластика кхмерских танцоров просто завораживает. Их провожают бурей оваций. После представления выстраивается целая очередь желающих сфотографироваться с грациозными миниатюрными исполнительницами. Говорят, что подобные танцы практикуют во многих деревнях во время праздников. Не так пафосно, но в очень схожих одеяниях.

Кхмерские танцовщицы  

  Каменный лев

Камбоджийцы обоих полов до сих пор любят наряжаться в саронг (что-то вроде длинной юбки). Правда, в повседневной жизни мужчины чаще носят джинсы или шорты и обычные майки. Хотя кхмеров в стране большинство, здесь с давних пор селились также китайцы, вьетнамцы и лао. Китайцы прибыли на плодородные земли у реки Меконг еще в XVIII веке и занялись разведением овощей и специй. Вьетнамцы приезжали уже в годы французской колонизации для работы на каучуковых плантациях начиная с позапрошлого столетия. Еще одна мощная волна мигрантов из Вьетнама хлынула в период длительных войн на этом многострадальном полуострове.

* * *

Плохонькая дорога вела из Сиемреапа к озеру Тонлесап. Чем дальше от города, тем больше бросались в глаза неустроенность быта и бедность местных граждан. Каменные домики выглядели скорее недоразумением среди традиционных жилищ на сваях с крытыми пальмовыми листьями крышами. Пространство между сваями не пустует. Там паркуют велосипеды и мопеды, держат скотину и громоздкие орудия труда типа деревянных ткацких станочков, словно извлеченных из запасников этнографического музея. На веранду, опоясывающую домишко, ведет деревянная лесенка. Сам домик не имеет глухих стен и хорошо вентилируется, что необходимо в этом влажном и жарком климате. Точно такие же домики на сваях стоят вблизи озера. Здесь живут местные рыбаки, снабжающие рыбой все крупные города и поселки.

Если для большинства азиатских стран основной продукт питания — рис, то для камбоджийцев на втором месте стоит разнообразная рыбная продукция. Примерно половину всей добычи дает озеро Тонлесап, занимающее одно из первых мест в мире по богатству рыбных ресурсов. Приводят такие цифры. В период паводков удается выловить до пяти тонн рыбы на один квадратный километр, а во время спада воды — втрое больше! Ученые долго изучали уникальное место и насчитали здесь порядка 850 видов рыб. Весь биосферный заповедник Тонлесап — уникальное скопление редких представителей животного мира. Здесь обнаружили по две с лишним сотни видов млекопитающих и рептилий, свыше пятисот видов птиц. В окрестных лесах обитают обезьяны и мангусты, леопарды и тигры, медведи и кабаны. В притоках Меконга можно наткнуться на крокодилов, увидеть пеликанов и дивных красавцев фламинго...

Но мы спустились по крутому косогору к ветхому причалу, сели в покрашенную сочным синим цветом деревянную лодку и отправились на прогулку по озеру. Был сухой сезон, и озеро как бы сжалось до минимальных размеров. Отсюда через одноименную реку Тонлесап можно выйти в Меконг и дальше — в Сиамский залив. Вокруг холмы и невысокие горы, с которых сбегают речушки помельче. В сезон дождей в этих местах происходит уникальная ситуация. Воды реки Тонлесап, обычно бегущие к Меконгу, поворачивают вспять и быстро поднимают уровень озера. Оно разливается по окрестностям и увеличивается в несколько раз. Вот почему люди издавна зареклись строить домики даже на сваях вблизи озера. При этом последствиями разливов пользуются вовсю. Прилегающие территории заиливаются и становятся более плодородными. Несколько урожаев риса в год обеспечены. Да и рыбы тьма.


Дом переезжает

Тонлесап прославился еще и своими плавучими деревнями. Наша лодка рассекала мутные воды и шла вдоль вереницы деревянных домишек. Возле каждого на коротком поводке, как цепной пес, терся видавший виды челн. На бамбуковых верандах женщины кормили детей, стирали белье, что-то стряпали. Дочерна загорелые пацаны прыгали в воду. Босые мужчины в шортах и драных майках возились со своими плавсредствами. Домишек — сотни. Все они пришвартованы к берегу и привязаны к торчащим со дна стволам деревьев. Мимо нас медленно идет моторная лодка, создавая грохот и копоть. Она тащит на тросе вот такой же плавучий дом, хозяева которого решили поменять место стоянки. Это обычная практика. Живущие на воде люди находятся как бы вне закона. Они не платят налоги и не претендуют на помощь государства. У них нет средств для покупки земли. В основном это беженцы из соседнего Вьетнама, приплывшие на чудо-озеро в середине прошлого века. Тут родились и выросли их дети и внуки. Деревня на воде, вдоль которой мы плыли, имеет свой магазин и школу, медпункт и церковь. Все это — от благотворительных организаций. Ясно, что каждый объект на плаву. В деревне живет порядка пяти тысяч человек. Есть и другие, чуть поменьше. Место дислокации меняют нечасто, но всякий раз ищут более рыбные участки. Для экологии эти плавучие поселки давно стали проблемой, ибо все отходы их жизнедеятельности уходят в озеро. Правительство пыталось заинтересовать людей переездом в стационарные дома на суше, но у большинства нет денег даже на содержание новых квартир. К тому же озеро и рыбный промысел кормят тысячи семей. Другому они не обучены. Не стоит забывать, что, несмотря на декларируемое бесплатное 9-летнее образование, примерно четверть населения страны остается неграмотным. Бедность и отдаленность от цивилизации делают практически нереальной медицинскую помощь для большого количества жителей. Да и квалифицированных кадров не хватает.

Сами камбоджийцы не любят говорить о своих проблемах. Как истинные буддисты, они относятся к жизненным испытаниям философски. Кстати, буддизм возведен в ранг государственной религии, которую исповедует порядка 95 процентов населения. В стране около четырех с половиной тысяч храмов. Существует и элитный монашеский орден, пользующийся покровительством короля. Для мальчиков считается очень престижным после средней школы продолжить образование в буддистском монастыре.

Водные артерии остаются главными путями передвижения людей и грузов по стране. Река Меконг с многочисленными притоками и каналами, озеро Тонлесап и все окрестные речушки создают водную сеть протяженностью 3700 километров. Для сравнения замечу, что железных дорог в стране всего 600 километров с небольшим. Аэропортов всего четыре, самый крупный из которых в Сиемреапе масштабами не поражает. Вот и тянутся люди к воде. Она дает работу и пищу, связывает самые глухие уголки некогда мощной державы.

Бесконечные беды, преследовавшие Камбоджу всю вторую половину ХХ века, оставили страну на обочине прогресса. Средняя продолжительность жизни едва дотягивает до 60 лет, а заработок в 200-300 долларов считается неплохим, ибо большинству не светит и такой. Вот почему люди привыкли питаться в первую очередь тем, что в изобилии растет вокруг или что можно выловить своими руками. Кроме таких понятных нам продуктов, как рыба, овощи и фрукты, камбоджийцы едят экзотические супчики и пьют кокосовое молоко. Очень важным компонентом еды является прахок. Это такая паста, которую самостоятельно изготавливают из... квашеной рыбы. Паста может долго храниться. Ее добавляют в рис, чтобы придать пресному продукту пикантный вкус. Готовят пасту из свежевыловленной рыбы. Поэтому к моменту прихода рыбачьих лодок на берегу нередко выстраивается очередь любителей прахока. Очевидно, у каждой хозяйки есть свой рецепт. Как у нас — икры из баклажанов...

Государство остается на страже интересов коренного населения. Здесь иностранцы не могут владеть землей (одна из причин возникновения плавучих деревень вьетнамцев). Фирму можно открыть только при условии, что не менее 51 процента в ней будет принадлежать кхмеру. Естественно, это тормозит рост инвестиций в экономику Камбоджи. Впрочем, здесь научились шить не только свою традиционную одежду, но и выполнять заказы западных модных домов. Экспорт одежды составляет примерно 85 процентов доходов. По-прежнему из страны вывозят партии табака и каучука, рыбы и риса, обуви и лесоматериалов. Почти половину камбоджийских товаров покупают США.

В последние десятилетия интерес к Ангкору дал толчок притоку туристов. Правда, основная масса приезжает на два-три дня полюбоваться древностями, а отдыхать или продолжать путешествия предпочитают в соседних Таиланде и Вьетнаме. Но все же люди из всех уголков планеты привыкают к тому, что Камбоджа — это не терра инкогнита. В свое время принц Сианук пытался придать вес своей стране на международной арене. Развивал морской порт Сиануквиль, построил в его окрестностях неплохой курорт с доступными ценами. Плюсом для иностранцев будет и то, что многие люди (особенно старшего поколения) все еще говорят на языке бывших колонизаторов — французском. Многие знают английский. В больших городах сохранились районы колониальной застройки и традиции... французской кухни.


Крокодилья ферма

...Если прогулку по озеру Тонлесап наш гид комментировал сдержанно, то визит в разного рода мастерские местных ремесленников рекомендовал настойчиво. Мы походили по аскетичным обителям мастеров резьбы по камню и дереву, ткачей и художников. Вполне достойные работы для храмов, отелей и жилищ, для сувениров на память. Но всем этим нас было сложно удивить после визитов в другие страны региона. Там тоже много искусных мастеров, зачастую превосходящих камбоджийцев в креативе и разнообразии ассортимента. В памяти осталось разве что посещение крокодильей фермы и фирменного магазина при ней. На ферме в разных отсеках кишмя кишело зубастыми серо-зелеными чудищами от юных до престарелых. Их распределяют по размерам, окраске и будущему применению. Над огромными бетонными загонами проложены мостки с перилами. Отсюда можно получше рассмотреть лениво переползающие с места на место тела. Крокодильих слез видно не было. Судя по всему, зверье пока не догадывалось о своей участи. Но ферма есть ферма. Суть ее деятельности проста: получить выгоду. Производство практически безотходное. В лучшие рестораны отправляют крокодилье мясо, а шкуры идут на выделку. Полки фирменного магазина завалены сумками, рюкзаками, ремнями, портмоне и прочей продукцией из самой натуральной кожи крокодилов, которых именно в эти минуты становится немножко жалко...

Цены на все крокодилье основательные. Но отсюда большая часть изделий уходит в богатые страны. На месте можно торговаться, и скидку получите солидную. Людям деньги нужны на месте. Каждый живет своим промыслом. Ангкором все гордятся, но им одним сыт не будешь...

Аркадий РЫБАК.

Фото автора.

Чотиритомник дорожнiх записок
Аркадiя Рибака
пiд назвою
"Хорошо ли там, где нас нет?"
можна придбати
в редакцiï газети "Порто-франко"
(тел.: 764-96-56, 764-95-03, 764-96-68)
i у Всесвiтньому клубi одеситiв

(www.odessitclub.org)