Номер 34 (779), 01.09.2005
Я познакомился с большим ФОТОМАСТЕРОМ Михаилом РЫБАКОМ в середине 60-х годов в Одесском художественном музее, где он часто бывал, а я в ту пору работал. Пристрастие этого ФОТОХУДОЖНИКА к изобразительному искусству не случайно, еще Александр ДЕРИБАС писал о симбиозе одесских художников и фотомастеров. В главе "Жизнь и типы Дерибасовскаго сада" мы читаем:" Тут же красавец-поляк Иосиф Мигурский оживленно жестикулирует, убеждая в чем-то феодоровца: оба фотографы, оба чистейшие художники"... и дальше глава "Старые дома. Театральная площадь. Бульварные типы." "А это кто? Художник Мальман с красавцем фотографом Мигурским"... и дальше глава "Вилье-де-Лиль-Адам" "В те времена стояло очень высоко в Одессе искусство фотографии, и фотографы Мигурский, федоровец, Хлопонин, Мичри принимали деятельное участие в обществе, как заправские художники".
Речь идет об Одесском обществе изящных искусств, основанном в 1865 г., одним из зачинателей которого был отец Дерибаса, а также городской архитектор Ф.О. Моранди, основатель школы черчения и рисования художник Ф.ф. Мальман, тогдашний одесский генерал-губернатор граф П.Е. Коцебу и дамы высшего света княгиня Е.К. Воронцова, Е.И. Манук-бей и др. Далее А. Дерибас пишет, что в магазине фотографических принадлежностей К.И. МИГУРСКОГО выставлялись и произведения живописи.
И, наконец, в главе "Старинные портреты", как бы итожа фототему, наш автор пишет: "Лучшими фотографами в старой Одессе считались Филипп Гааз, Федоровец, Хлопонин и К.И. Мигурский... Мигурский имел в Одессе фотографический институт, из которого вышло много прекрасных учеников..."
Михаил РЫБАК не мог быть по времени учеником знаменитого Мигурского и у него, опять-таки по времени, не могло быть своего фотоинститута, потому как в советские времена кроме парикмахерского и сапожного дела никакого другого "бизнеса" заводить было нельзя. Это при НЭПе, но, кто старое помянет, тому глаз вон, гласила экономическая доктрина развитого социализма с человеческим лицом... Ох, уж эти доктрины! Однако тогда всяческим доктринам не верить было нельзя, иначе было бо-бо...
Однако с одесским большим ФОТОХУДОЖНИКОМ и его ТВОРЧЕСКОЙ СУДЬБОЙ ВЫШЛА ОСОБАЯ ИТОРИЯ. Но вначале последнее слово об Александре ДЕРИБАСЕ и его книге "СТАРАЯ ОДЕССА", написанной в 1913 г. Верно или неверно я давно стал заложником ассоциативного мышления. Может, оно и уступает мышлению математическому, космогоническому и философскому, однако многое выявляет, проявляет и объясняет, помогая ориентироваться в сиюминутном мире, приподнимая над обыденностью, безжалостно высвечивая не только КТО есть КТО, но и ЧТО есть ЧТО, давая обильную пищу для сравнения века нынешнего с веком минувшим. А ведь все познается в сравнении, не так ли?!..
В книге А. Дерибаса не находим не только любования СТАРОЙ NDEQQNI, но и преклонения перед ее людьми: будь то фотографы и художники, актеры и певцы, торговцы и муниципальные чиновники, вплоть до тогдашних генерал-губернаторов от Иосифа де-Рибаса начиная. Нет ни одного класса, как говорили марксисты, коему автор не воздал бы должное, не поблагодарил бы за обустройство чудесного города при море.
Есть в этой книге и еще один момент, на который не все обращали, может быть, должного внимания. Александр Дерибас преклоняется не только перед талантливыми представителями рода ДЕРИБАСОВ, но и перед неяркими, но очень человечными талантами своего отца: "Да, вот кстати, и сам редактор французской газеты "Jornal d Odessa" Михаил Феликсович де-Рибас, мой отец... Отец мой был рад художникам и сам кое-что малевал... Дела отца были плохи. Редактированная им французская газета ... имела в лучшие годы не более 300 подписчиков... Это не влияло, однако, на интересность газеты, которая была живая и отзывчивая. Вокруг отца и его редакции собиралась вся одесская французская колония.
А так как отец умудрялся на свои скудные средства устраивать еще у себя еженедельные семейные вечера, то у нас в доме перебывало все, что было в Одессе наиболее интереснаго и значительнаго из литературногнаго и художественнаго мира. Ни один приезжий артист, писатель, художник, фокусник не покидали Одессы, не посетив отцовсие журфиксы..."
И, наконец, РЕЗЮМЕ глава "ПРЕЖНИЕ ЛЮДИ, ПРЕЖНИЕ НРАВЫ": "3-го апреля 1912 года, появились в одесских газетах некрологическия сведения о моем отце Михаиле де-Рибасе, по случаю 30-летия со дня его смерти в 1902 году. Ничего выдающегося, с исторической точки зрения, он для Одессы не сделал. Но он так много рассказывал нам, детям, о первых днях жизни Одессы и так любил свой родной город, что все окружающие его не могли не проникнуться особенными чувствами восхищения и нежности к нему, как к представителю одесской старины.
Он не помнил ничего об Одессе дурного и постоянно тосковал по ея хорошему.
Преобладающею чертою его характера было безкорыстие".
Прочитав этот любовно-уважительный сыновний некролог, мы понимаем, что одним из главных вдохновителей при написании Александром Михайловичем замечательной книги о СТАРОЙ ОДЕССЕ, книги, где автор "не помнил ничего об Одессе дурного и постоянно тосковал по ея хорошему", был его далеко не бесталанный, душевно одаренный отец Михаил деРИБАС, один из достойнейших представителей одесского рода ДЕРИБАСОВ.
Так мы подошли к главному, о чем намеревались сказать в этих заметках. Однако вначале еще одна цитата. 11 октября 1927 г. через 10 лет был казнен сын А.М. ДЕРИБАСА, ученый химик. Когда в дом принесли из застенков ЧК его окровавленное белье, сердце потомственного гуманиста не выдержало и А.М. ДЕРИБАС умер (1856-1937) так вот, за десять лет до этого Марина ЦВЕТАЕВА писала Леониду Осиповичу ПАСТЕРНАКУ (1862-1945) академику живописи, отцу поэта Бориса ПАСТЕРНАКА:
"...позвольте сказать Вам, что Вы, несомненно, счастливейший из отцов, ибо сын Ваш делает Вам честь.
Не так давно в сборнике произведений современных поэтов я прочла его автобиографические заметки, начинающиеся словами:" Многим, если не всем, обязан отцу, академику Леониду Осиповичу Пастернаку, и матери..." Если Вы помните (чего явно не помнил Ваш сын, когда писал эти стрки) так начал свою книгу "Наедине с собой" Марк Аврелий.
В наше время (которое ненавижу подчеркнуто М.Ц., которая, как всякий ПОЭТ-ПРОВИДЕЦ, предвидела и год 1937-й, и психушки и прочно идеологические и политические изыска большевистского строя), когда каждый птенчик, выпавший из гнезда, считает себя слетевшим с неба, подобная исповедь в полном смысле слова неслыханна и лишь подтверждает высокое происхождение ее автора. Истинное величие никогда не приписывает себя самой себе, в чем она, без сожаления права. Это всегда вопрос преемственности, сыновности"...
Корнями я принадлежу к прошлому, как и Ваш сын, но из прошлого рождается г р я д у щ е е."
Каждый из НАСТОЯЩИХ ОТЦОВ будь он академиком, редактором газеты и директором городской публичной библиотеки, как отец Александра Дерибаса, или простым смертным, ОТЦОМ ПО ПРИЗВАНИЮ мечтает получить такое ПОСЛАНИЕ при жизни, конечно. Что может быть выше осознания того, что ты нашел в детях или в учениках своих продолжателей дел своих. Как вы сами могли убедиться, подобное письмо могло быть написано и Михаилу Феликсовичу ДЕРИБАСУ ну, не Мариной Цветаевой, так кем-то другим. Оно вполне могло бы быть адресовано и герою наших заметок фотохудожнику Михаилу РЫБАКУ, сын которого Аркадий Михайлович РЫБАК на протяжении десятка лет публикует на страницах еженедельника "ПОРТО-ФРАНКО" высокохудожественные работы своего отца фотомастера от Бога.
Согласитесь, что это явление редчайшее и в гуманистическом, и в артистическом плане, когда талант отца на протяжении десятилетий и при жизни, и после кончины из года в год, почти из номера в номер востребован сыном. Причем в этой всегдашней ВОСТРЕБОВАННОСТИ нет никакой натяжки это вполне естественно, гармонично, как говорится, в ногу со временем. Фотоработы РЫБАКА-старшего настолько талантливы, настолько СОВРЕМЕННЫ, что они всегда к месту, ко времени, вписываются в каждую газетную страницу будь-то политика, будь-то экономика, спорт или культура. МОЖНО ТОЛЬКО ПОЗАВИДОВАТЬ СУДЬБЕ ТАКОГО ОТЦА и В ПОЯС ПОКЛОНИТЬСЯ СЫНУ!
Нужно удивляться творческому потенциалу Михаила РЫБАКА, количеству и качеству сделанных им фоторабот и радоваться верности отцовской дороге со стороны воспреемника сына. Редко, особенно в наше время, найдешь такую "перекличку поколений" не на словах, а на деле. Я не знаю (в истории украинской журналистики во всяком случае) другого такого примера. А если вспомнить еще "ЗАПИСКИ ФОТОРЕПОРТЕРА" Михаила Pыбака томик отцовских воспоминаний, изданный Аркадием Михайловичем Рыбаком в 1999 г. (Одесса, ИИК "Порто-Франко"), и то, что все новые и новые , не вошедшие в книгу фотоочерки, появляются на страницах еженедельника "Порто-франко", то данный феномен еще раз повторяю просто уникален в нашей журналистике.
Что еще можно добавить? Только одно: ПУСТЬ КАЖДЫЙ ОТЕЦ ТАК ПОСЕЕТ и ТАК ПОЖНЕТ!!!
Анатоль ШАХЛИЕВИЧ.
Диалог. Фото М. РЫБАКА..