Номер 33 (929), 5.09.2008

ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ ЧУДЕСНЫЕ?

Вот и отзвенел первый школьный звонок нового учебного года, начались трудовые будни. О том, с какими мыслями, чувствами, надеждами, а, может быть, и огорчениями встретили 1 сентября родители, учителя и школьники, мы поговорим в этом выпуске нашего клуба.

Виктория, психолог:

- Вы знаете, в этом году перед первым сентября у меня было как никогда много клиентов. Приходили мамы и бабушки, приводили своих детей, советовались, как психологически подготовить ребенка к школе. С одной стороны, это очень правильно, так как неподготовленный к школе ребенок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, не в состоянии включиться в общий режим работы класса. Начало школьной жизни - трудное время для любого ребенка - он думает о том, что ему придется существовать в незнакомой обстановке, быть окруженным незнакомыми людьми, и это беспокоит его (ниже я дам несколько советов, как справиться с этими трудностями).

С другой стороны, меня насторожило общее паническое настроение обратившихся ко мне людей. Все почему-то уверены, что школа - это именно то место, где с их детьми обязательно произойдет нечто ужасное. Думаю, что большую роль в этих настроениях сыграли средства массовой информации, особенно телевидение, где буквально смакуются "ужастики" из школьной жизни. Как я ни пыталась успокоить перепуганных родителей, объясняла, что у меня самой дочка идет в пятый класс, и за четыре года я пока ничего "такого" не наблюдала, все было тщетно...

Ирина Ивановна, пенсионерка:

- Как тут быть спокойной, когда у наших друзей мальчика в школе искалечили! Он пришел в новую школу, его там невзлюбили и стали регулярно избивать, причем при полном безучастии учителей. В результате, ребенку сломали руку, ударили в глаз - теперь зрение упало на 50 %.

А вы посмотрите, что по телевизору показывают! Старшие девочки набросились стаей на маленькую - она, видите ли, что-то не так об их родителях сказала - и довели ребенка до больницы. Есть и учителя, которые доводят детей до самоубийства. Еще в одной школе охранник устроил тотализатор на бои без правил между детьми! Правда, это не у нас, в Одессе, но все равно - когда это такое было, спрашивается?! Не было раньше в школах никаких охранников, а за детей никто не волновался, все было тихо-мирно. Нет, что бы мне ни говорили, а я буду каждый день дежурить около школы и не допущу, чтобы с моим внуком что-то случилось.

Зоя Михайловна, менеджер:

- Господи, ну что вы панику сеете! От несчастных случаев никто не застрахован, а чтобы ничего не случилось, нужно правильно воспитывать детей, объяснять им, как нужно себя вести, как избегать конфликтов. Мой сын пошел в восьмой класс, сменил уже две школы в разных районах города и никто нигде над ним никогда не издевался (тьфу-тьфу, чтоб не сглазить).

Алина, домохозяйка:

- А я считаю, что Ирина Ивановна права. Сейчас очень страшная жизнь, жестокими и безжалостными стали и взрослые, и дети, поэтому я решила свою дочку в первый класс не отдавать. Наняла учителей - пусть занимается дома. Это, конечно, дорого, зато я буду спокойной.

Потом посмотрим, а пока - никаких "общественных заведений", потому что, какое общество, такие и "заведения".

* * *

После всего услышанного стало как-то не по себе - уж больно неожиданный оборот принял наш разговор, а слова старой песни "школьные годы чудесные, с дружбою, с книгою, с песнею" стали восприниматься уже как-то так... не очень... Мнения родителей мы узнали, интересно, что же скажут сами школьники и их учителя?

Георгий, восьмиклассник:

- Если честно, в школу я ходить не очень-то люблю - рано вставать, каждый день по шесть-семь уроков, нагрузка большая. Первого сентября - еще ничего: всех увидишь после лета, пообщаешься, а потом отстой. Но ничего такого страшного у нас в школе не бывает. Класс у нас довольно дружный, до драк не доходит. Пару лет назад бывало, конечно, что кто-то кому-то наваляет, а сейчас - нет, взрослые уже, да и притерлись друг к другу. Учителя тоже адекватные, хорошие, короче. К ним ни у кого претензий нет.

Алиса, пятиклассница:

- Я свою школу очень люблю и первое сентября ждала с нетерпением - очень соскучилась по девчонкам и по учителям. Учителя у нас хорошие, я все время узнаю что-то новое и интересное. Уроки проходят спокойно, никто на нас не орет. Класс у меня тоже хороший, мы почти не соримся. Правда, была одна девчонка, все что-то из себя строила и сплетничала, но ее в этом году забрали от нас, так что - все хорошо.

Валентина Ивановна, учитель математики:

- Я, конечно, не стала бы драматизировать обстановку, но тревожные тенденции есть. Работаю в школе более тридцати лет и в последние годы стала замечать: дети очень изменились, стали более жестокими и грубыми. Раньше даже в мыслях не было, что ученик может нагрубить педагогу, а сейчас - сколько угодно. Тут, конечно, все от учителя зависит, от его профессионализма, умения войти в контакт с учениками. К сожалению, новая поросль учителей в очень редких случаях обладает этим профессионализмом. Молодые девушки, приходящие в школу после высших учебных заведений и училищ, сами мало знают, не умеют себя вести, так что же они смогут передать детям? Грустно делается, когда подумаешь, что уйдут из школы последние "мастодонты", а останется кто? Еще одна тревожная тенденция: дети в большинстве своем не хотят учиться, мыслить, что-то узнавать. Книг почти не читают, все источники знаний им заменяет теперь интернет. Это очень печально, так как через какие-то пару десятилетий в Украине может остаться только маленькая горстка по-настоящему образованных, грамотных людей.

Введенная в школах система тестирования тоже этому способствует, считаю, что она не просто преждевременна, а вредна. Складывается впечатление, что в высших эшелонах государственной власти заинтересованы в том, чтобы будущее поколение было как можно тупее, необразованнее и некультурнее. Я еще очень много могла бы сказать на эту тему, но воздержусь - "умному достаточно".

(По просьбе интервьюированных их фамилии и номера школ не называются, а имена изменены).

От редакции: из 20-ти опрошенных только трое(!) высказались положительно в адрес нашей системы образования и школы, в частности.

Особое беспокойство вызывают:

1. Вопрос безопасности учащихся в учебных заведениях (в школах, институтах, техникумах).

2. Качество системы преподавания.

3. Дороговизна школьных принадлежностей, книг, одежды и обуви.

4. Поборы в школах "на нужды класса".

5. Нежелание детей учиться.

6. 12-летняя система обучения в школе.

Как говорится: ноу комментс.

P.S. Поскольку наш клуб выходит в самом начале учебного года, мы еще вернемся в этой теме.

Материалы полосы подготовила
Елена ЛЕСКОВА.

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО.