Номер 31 (927), 22.08.2008
Сорок лет назад, 21 августа 1968 года, войска Варшавского Договора во главе с частями Советской Армии, перешли государственную границу Чехословакии. Официальная версия - "защита дружественного социалистического государства от вторжения империалистических захватчиков". Абсолютное большинство советских людей этому верили (а какие в условиях тотальной цензуры могли быть "альтернативные версии"?!), и лишь немногие понимали, что на самом деле за этим грозным шагом руководства СССР стоял страх. Страх, вызванный попыткой чехословацких коммунистов воплотить в жизнь утопию "социализма с человеческим лицом".
Дело в том, что в апреле 1968-го Центральный Комитет Компартии Чехословакии утвердил Программу действий, которая положила начало знаменитой "Пражской весне" - фактической предшественнице горбачевской "перестройки". Но вот что интересно: одним из своих "технологических" предшественников "Пражская весна" имела одесские молодежные клубы. На эту неизвестную страницу истории обратил наше внимание социолог и журналист Владимир Исаакович Брудный, в архиве которого сохранились документы той поры, любезно предоставленные им автору этих строк.
КОМСОМОЛЬСКОЕ СЛОВО, КОМСОМОЛЬСКОЕ ДЕЛО
Из истории известно, что революции всех эпох и "форматов" начинаются либо "снизу" - по воле народа, либо "сверху" - по инициативе руководства, пришедшего к выводу, что лучше это сделать самому, чем дожидаться народного бунта. В нашем бывшем отечестве, именуемом СССР, такой момент начальственного "прозрения" выпал на середину 1950-х - в т. н. "период оттепели". Одним из следствий этой самой "оттепели" стало принятие ЦК комсомола Украины решения возобновить в республике выпуск молодежных газет - традицию, которую прервала война. В Одессе таким изданием стало "Комсомольское племя" (впоследствии - "Комсомольска iскра") - старейшее, между прочим, молодежное издание Украины. При этом "радиус действия" новосозданной (или воссозданной) газеты распространялся на южные области Украины, что придавало ей особый вес. Естественно, что молодежному изданию, да еще в разгар "оттепели", требовались активные и инициативные журналисты. Таких людей искали, в первую очередь, в комсомольской среде, в том числе - и в аппарате ЛКСМУ. Пусть не удивляются наши читатели, особенно молодые, но комсомол в ту пору еще не стал той забюрократизированной структурой, каким он помнится членам ВЛКСМ 1970-80-х годов. Напротив, именно комсомольские активисты нередко рождали свежие идеи и увлекательные инициативы. Во многом это объяснялось тем, что в 1950-х в комсомольских структурах, в том числе руководящих, трудилось немало фронтовиков, умелых организаторов и пропагандистов, владевших, помимо прочего, "искусством убеждать". Одним из таких был сотрудник одесского обкома комсомола Владимир Брудный, назначенный, с учетом перечисленных выше качеств, заведующим отделом комсомольской жизни новой газеты.
Новорожденное издание оказалось для своего времени весьма "резвым". Газета не только информировала о новостях, трудовых достижениях, рассказывала о передовиках производства, молодых активистах и всем том, что полагалось ей делать "по штату", но и активно поддерживала и пропагандировала все мало-мальски интересные начинания, которые только возникали в регионе.
Благо, рассказывать было о чем.
И ХОРОШИЕ ПРИМЕРЫ ЗАРАЗИТЕЛЬНЫ
Сейчас над этим модно подсмеиваться, но не выбросить из нашей истории, что на волне хрущевской "оттепели" обновлялась жизнь, раскрепощалась молодая фантазия, само время бурлило идеями, многие из которых удивительно быстро находили воплощение. К чести тогдашних комсомольских лидеров, они на самом деле стремились сделать жизнь молодежи увлекательнее и осмысленнее. Сотрудники "Комсомольского племени" старались реализовать известный постулат о газете как о "коллективном организаторе". Так что не стоит удивляться тому, что именно здесь родилась идея, которая затем приобрела широкую популярность далеко за пределами города и, как мы потом увидим, даже страны.
Идея эта заключалась в создании молодежного "Клуба занимательных встреч" (сокращенно КВЗ). Сегодня подобными вещами никого не удивишь, а в 1956 это казалось едва ли не революционным шагом: доверить молодым людям самим решать, кто им интересен, с кем они хотят общаться, кого числят достойными подражания. И неудивительно, что к новому делу потянулись увлеченные юноши и девушки. Сейчас, когда читаешь старые сценарии, испытываешь нечто вроде шока: конечно, содержание остается "советским" (да и как могло быть иначе полвека назад?!), но какое при этом пиршество фантазии, сколько выдумки и увлеченности!
Возьмем, к примеру, одну из акций КЗВ, которая в то время наделала в городе немало "шороха" - "Встреча молодоженов". Привлекала уже сама афиша, на которой с чисто одесским юмором было напечатано: "Разведенным вход воспрещен". В фойе клуба гостей встречали плакаты: "Муж, помоги жене снять пальто и сдай его в гардероб", "Муж, идя в зал, пропусти впереди себя жену" (право же, призывы эти более чем актуальны и для наших дней). Далее бросалась в глаза натуральная избушка на курьих ножках, на которой висел плакат с черным крепом: "Стол по бракоразводным делам". Любопытные, однако, толпились на известном расстоянии, не рискуя подходить поближе, поскольку из окошка избушки торчала голова вполне реального пса весьма внушительных размеров...
Подобных забавных выдумок было множество. Они вносили особый колорит в такую, в принципе, серьезную церемонию, как регистрация брака (совершенно, кстати, реальную). Молодых поздравляли ветераны, отметившие "золотую свадьбу", артисты дарили стихи и песни, врачи, повара, парикмахеры, педагоги прямо со сцены давали полезные советы, предостерегали от возможных ошибок на первых этапах супружеской жизни и т. п. Если встреча проходила весной, то комсомольцы "Горзелентреста" специально к этому дню выращивали в теплицах белую сирень...
Подобные акции имели такой успех, что в них не считали зазорным принимать участие даже руководители города. Особо ценных подарков, правда, начальство не делало, квартир не дарило (не было еще тогда такой моды), но сам факт появления на свадьбе, например, председателя горисполкома значил для новобрачных и их родственников очень и очень многое.
Нешаблонно проходили и более серьезные мероприятия.
Например, к встрече с ветеранами производства, чей трудовой стаж превышал 50 лет, активисты клуба подготовили выставку реликвий труда: отыскали и выставили инструменты наподобие тех, которыми пользовались ветераны, когда начинали свою трудовую деятельность. А для вечера "Приятного аппетита!", где шел разговор о проблемах общепита, молодые повара нескольких ресторанов и учащиеся техучилища поваров подготовили образцы своих вкусных изделий. Излишне (а может быть, как раз и нет) говорить, что вся эта работа строилась на общественных началах, базировалась на энтузиазме и раскрепощенной молодой энергии, требовавшей выхода...
Неверно думать, что заразительны только "дурные примеры"; хорошие - тоже, особенно, если их вовремя поддержать. Вслед за КЗВ - "Клубом занимательных встреч", появились в городе и другие клубы: КСК - клуб старшеклассников, ЗИУ - "Знать и уметь", КТВ - клуб творческой молодежи, "Факел", "Звезды юности" и т. п. Более того, одесский почин подхватили по всей стране. В архиве В. И. Брудного хранится номер "Комсомольской правды" за 1957 год с большой статьей о развитии молодежных клубов, основанной на примерах работы одесситов и ленинградцев. И знаменитые клубы молодых ученых в Дубне, в новосибирском Академгородке и других местах также возникли не на пустом месте: их создатели ориентировались на опыт одесситов, использовали их технологические находки. Так что, когда в "Профиздате" Владимиру Брудному предложили написать книгу о работе одесских клубов на общественных началах, у него уже был колоссальный по объему и поразительно интересный по фактажу материал, который даже не требовалось "добывать". Книга, названная "В клубе, где всем интересно", вышла в 1962 году невероятным по нынешним временам тиражом 20 тысяч экземпляров, но все равно быстро исчезла с прилавков - настолько велик был интерес к одесскому опыту...
И вот тут-то начинается самое любопытное, из-за чего мы, собственно говоря, и обратились к этой истории.
"ВАРИАЦИИ НА ТЕМУ..."
Профиздатовская брошюра, при всей своей полезности, все- таки касалась очень специфической сферы, и привлекла внимание достаточно узкого круга людей. Каково же было удивление автора, когда через два года после выхода книги он получил письмо от московского издательства, из которого следовало, что его труд издан в Чехословакии на словацком языке, о чем "Профиздату" сообщил главный редактор издательства "Праце" Кароль Юрик. Словаки переслали несколько экземпляров и автору. Причем, надо отдать им должное, оформили они книгу прекрасно; взгляд притягивала уже сама обложка, созданная по методу фотоколлажа. Более того, поскольку автору полагался довольно приличный гонорар, то издатели пригласили его в Братиславу.
То путешествие более чем сорокалетней давности Владимир Исаакович вспоминает, как одно из самых приятных событий своей жизни. Особенно радостно было видеть, как одесский опыт, описанный в книге, реально используется в другой стране. Тогда, конечно, счастливый автор не очень-то задумывался над тем, почему его внешне скромная книга, выпущенная к тому же далеко не самым престижным издательством, привлекла внимание именно в Чехословакии. Ответ на этот вопрос стал ясен несколько лет спустя, когда начали распространяться слухи о т.н. "пражской весне" - своеобразной "вариации на тему" советской "оттепели". Дальновидные чехословацкие коммунисты, предвидя (или предчувствуя) будущий крах "советской модели", попытались облагородить практику "коммунистического строительства", придав ему форму "социализма с человеческим лицом". И начали они именно с создания клубов по интересам, где собирались местные интеллектуалы. Теперь уже общеизвестно, что именно в этих клубах - в спорах, обсуждениях, проектах - рождались идеи, ставшие потом основой "пражской весны". Одесский опыт, описанный в книге В. И. Брудного, оказался для инициаторов чехословацкого проекта поистине бесценной находкой; отсюда, по всей видимости, и такая скорость перевода и издания книги нашего автора. На эту мысль наводит еще один момент; если проанализировать те фрагменты первоисточника, которые при переводе подпали под сокращение, то окажется, что издатели выбросили вон всю идеологическую начинку - неизбежные реверансы в сторону "ведущей и направляющей роли КПСС", без которых такая книга в СССР попросту не могла бы увидеть свет. В советском опыте их интересовало, прежде всего, то, что нынче именуется социальной технологией; эти наработки они и взяли на вооружение... И то, что книга одесского автора была издана в Словакии, тоже, по всей видимости, не случайно: ведь тамошней компартией руководил в ту пору Александр Дубчек, которому вскорости предстояло возглавить КПЧ и стать лидером "пражской весны"...
21 августа 1968 года перечеркнуло надежды не только организаторов "пражской весны". Ввод войск Варшавского Договора в Чехословакию означал и новое "закручивание гаек" в Советском Союзе, жертвой чего стало и молодежное клубное движение. Понадобилось целых десять лет, чтобы эта идея возродилась в Одессе, но уже под "шапкой" ОМК - Объединение молодежных клубов. И снова, как в 1956-м, одесситы в этом плане были первыми.
А еще через десять лет "бархатная революция" в Чехословакии довершила дело, начатое "пражской весной", своеобразным предвестником которой смело может считаться клубное движение одесской молодежи времен "оттепели".
P.S. Тут автор этих строк первоначально поставил точку. Однако вскоре прочел статью известного российского политолога Алексея Чадаева, в которой речь шла о кризисе либерального движения в России, оттесненного в последние годы на обочину политической жизни. И что же, вы думаете, современный аналитик рекомендует "русским либералам"? Цитирую: "Вместо выстраивания дорогостоящих и неэффективных партийных вертикалей надо создать горизонтальную сеть клубных сообществ и площадок, без всяких претензий на немедленный поход во власть, но с активным формированием главной повестки дня. Вообще привыкнуть заново к роли гражданской и народной, а не державно-официозной силы - той, которая владеет умами, а не офисами и иномарками". Не правда ли, знакомые мотивы? Так что идеи, рожденные в нашем городе полвека назад, и по сей день остаются актуальными.
P.Р.S. И еще одна существенная деталь. Газета "Комсомольское племя", о которой идет речь в этой статье, - "по прямой линии" - прародич нашей "Порто-франко".
Александр ГАЛЯС.