Номер 30 (826), 04.08.2006

"ТАМ ДОЛГО ЯСНЫ НЕБЕСА"

Так сложилось, что 30 лет назад я оставила Одессу ради города на Неве, который полюбила еще в студенческие годы, когда проходила в нем преддипломную практику, а потом выполняла там же дипломную работу. И так сложилось, что 12 лет назад я оставила Санкт-Петербург ради Одессы, в которой родилась, которую не переставала любить, потому что хотя ленинградцы-петербуржцы скрепя сердце признавали, что "Одесса - это маленький Петербург", но Одесса - это Одесса, это город-автономия, не в административном смысле, а по менталитету, имиджу или, лучше скажем, не пользуясь современной лексикой, по духу, образу мыслей, по образности и пародоксальности языка.

Но в Петербург я езжу ежегодно и часто по возвращении мне хочется рассказать о некоторых тамошних делах, которые, как мне кажется, могут показаться интересными и одесситам.

КОГДА МАРНА СЛИВАЕТСЯ С НЕВОЙ

В белые ночи на Петербург наплывают волны фестивалей. О двух я постараюсь хотя бы вкратце рассказать. Первый из них проходил с 1 по 18 июня. Это X юбилейный международный фестиваль искусств "Сергей Осколков и его друзья".

Бессменный художественный руководитель фестиваля искусств Сергей Осколков в его проспекте написал: "Художник своим искусством признан вновь и вновь напоминать нам, как солнечнен и одухотворен наш мир, как уникально и неповторимо все сущее в нем, и, как мы, живущие в этом мире, должны любить друг друга и радоваться каждому новому дню, подаренному нам Господом".

Площадкой фестиваля стали самые примечательные места Санкт-Петербурга: Смольный собор, Белый зал большого Петергофского дворца, Концертно-выставочный зал Центральной библиотеки Петергофа, Всероссийский музей А.С. Пушкина на Мойке, 12, Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского, Фонд художника Михаила Шемякина, каменное зало (ГМЗ "Ораниенбаум") и др. В том числе Концертный зал Дома композиторов Санкт-Петербурга. Чуть ниже вы увидите, почему я выделила именно этот зал.

Все виды сценических искусств мастеров из разных стран (от ближнего до самого далекого зарубежья) были представлены на фестивале: музыка, вокал, художественное слово, театральные постановки и т.д. Работы художников и фотохудожников, классика и современное искусство, творческие встречи с писателями, режиссерами, драматургами...

Программа настолько обширна, что побывать на всех фестивальных мероприятиях просто немыслимо. Но одно я пропустить не могла. Накануне закрытия фестиваля в Концертном зале дома композиторов прошел концерт, в одном из отделений которого публика смогла познакомиться с творчеством наших одесситов - поэта Игоря Потоцкого и композитора Людмилы Самодаевой (а я смогла обнять земляков и друзей). Игорь читал циклы своих стихов: "Стихи о Париже", "Талый снег", "Кораблик" (я в свое время знакомила наших читателей с этой очаровательной детской книжкой - "Преодоление"), а также с "Одесской рапсодией". Большой интерес публики вызвал цикл стихов "На Марне", переведенный на французский талантливой переводчицей Э. Меркс. Впрочем, публике довелось услышать и сравнить звучание стихов не только в русском и французском варианте, но также в переложении на музыку. Людмила Самодаева исполнила написанные ею "Семь пьес для фортепиано со стихами". Эти музыкальные миниатюры и стали саунд-переложением стихов Потоцкого "На Марне".

"О, Париж" и "Формула дождя" - вот еще два произведения одесского композитора, вызвавшего неподдельный интерес петербургской публики своим нетрадиционным звучанием. Недаром пьесу "Формула дождя" Людмила назвала "Эксперимент для подготовленного фортепиано". В исполнении пьесы помимо традиционного звучания фортепиано была использована перкуссия (выстукивание), струны открытого рояля временами служили как струны щипкового инструмента и звучали то как струны гитары,

то как струны арфы - все вместе создавало неподражаемый эффект.

Еще один фестиваль, привлекший мое внимание - это т.н. "Фестиваль фестивалей", проходивший в доме кино. Но о нем в следующий раз. А в этом материале лишь небольшая информация, которую я озаглавила

ПЕРВОМУ - ТРЕТЬЯ

Матушка Екатерина снабдила Медного всадника надписью: "Петру Первому - Екатерина Вторая".

Валентина Матвиенко - третий по счету мэр Петербурга - на воздвигнутом по ее решению памятнике первому мэру города на Неве Анатолию Собчаку аналогичных надписей не делала, просто отдала дань тому, кто вернул городу его историческое название, кто в годы своего правления сумел преодолеть тяжелый продовольственный кризис, свалившийся на Ленинград (все продукты, кроме хлеба, были по карточкам. К слов сказать, чтобы отоварить мясо-колбасные карточки за какой-то из зимних месяцев, мы с мужем простояли более семи часов в очереди, то же за яичным и молочным порошками и т.д.). Памятник известному политическому деятелю эпохи перестройки (скульптор Иван Корнеев, архитектор Вячеслав Бухаев) установлен на Васильевском острове, где Анатолии Собчак долгое время работал профессором университета и откуда ушел в большую политику.

На каменном цоколе памятника выбиты слова:

"Ни страны,
Ни погоста
Не хочу выбирать,
На Васильевский остров
Я приду
умирать..."

Конечно же, нобелевский лауреат Иосиф Бродский писал эти трагические строки о себе, а не о Собчаке. Но...

Анатолии Собчак вернулся на Васильевский остров, чтобы жить в памяти петербуржцев...

(Продолжение следует.)

Елена КОЛТУНОВА.