Номер 29 (825), 28.07.2006
Давным-давно перебравшись в Северную Пальмиру, режиссер Владимир Подгородинский не забывает о своей южной родине. Но если и приезжает в Одессу, то исключительно по делу. Вот и сейчас он ставит в Театре музкомедии мюзикл "Безымянная звезда" по знаменитой пьесе румынского драматурга Себастьяну.
У сочинения некогда ленинградского, а ныне российско-американского композитора Марка Самойлова как минимум два классических в своем роде предшественника спектакль Георгия Товстоногова с Евгением Лебедевым в роли мадемуазель Куку и телефильм Михаила Козакова с Анастасией Вертинской и Игорем Костолевским в главных ролях. Но режиссера неизбежные сравнения не смущают: у музыкального театра свои законы, да и оригинал Себастьяну решительно осовременен. Если у драматурга действие происходит в заштатном румынском городке с 9246 жителями, то в мюзикле, конечно, все гораздо более эффектно. И тем не менее вопрос почему режиссер взялся именно за этот сюжет? требует ответа.
Вообще-то, первоначально я собирался ставить классическую оперетту Лекока "Жирофле Жирофля", неожиданно признается В. Подгородинский, и сценограф Станислав Зайцев уже придумал интересное оформление. Но обстоятельства изменились, и мы решили поставить мюзикл Марка Самойлова, благо этот композитор, который считается одним из корифеев "мюзикального" жанра, уже сотрудничал с одесским театром. Да и тема этого сочинения как нельзя более актуальна: сегодняшний наш мир агрессивно разделен на богатых и бедных и, к сожалению, деньги разрушают человеческие отношения.
Из последней фразы можно сделать вывод, что режиссер всей душой на стороне тех, у кого денег не хватает. На мою реплику, что подобные взгляды сегодня как-то не в моде, В. Подгородинский горько усмехается:
Это-то и плохо. Человечество просто не может повально заниматься приумножением капитала. Образно говоря, кто-то должен играть на скрипке.
Далее следует пространный монолог о пагубном влиянии товарно-денежных отношений на развитие российского театра. Российские чиновники давно уже стремятся всеми силами избавить бюджет от излишних, по их мнению, затрат на содержание государственных театров. Если эти намерения будут реализованы (а такая опасность есть), то репертуарный или стационарный театр эпохальное достижение искусства ХХ века фактически прикажет долго жить. С вполне предсказуемыми последствиями для театра как для искусства (и для украинского театра в том числе, ибо наши чиновники в этом плане ничем не отличаются от своих российских коллег, разве что из-за политических баталий до театра руки не доходят).
В. Подгородинскому эта тема тем более близка, что он возглавляет в Питере государственный театр рок-оперы, хорошо знакомый одесситам по достаточно регулярным приездам в наш город. Кстати, в сентябре этот театр снова будет гастролировать в Одессе; на сей раз нам покажут мюзиклы "Капитанская дочка " и "Синяя птица" две последние работы замечательного композитора Андрея Петрова, так рано и нелепо ушедшего из жизни.
А премьера "Безымянной звезды" запланирована на август. Наш Театр музкомедии верен традиции: постановки современных авторов всегда занимали видное место в его репертуаре.
Александр ГАЛЯС.
Фото Леонида БЕНДЕРСКОГО.