Номер 28 (1125), 3.08.2012
Этот неформальный титул вполне можно было бы присвоить итальянке Клаудии Кардинале.
Совсем немного осталось тех, кто может похвалиться участием в картинах Феллини и Висконти. А уже исполнителей главных ролей - по пальцам пересчитать. Клаудии Кардинале выпало такое счастье, благодаря чему сейчас она с полным правом может носить звание "легенда мирового кино". Конечно, ее лучшие актерские времена - в прошлом, так ведь и режиссеров уровня Феллини, Висконти, Дзефирелли, Калатозова, в картинах которых блистала наша гостья, - тоже как-то не предвидится.
О своих работах Кардинале вспоминает скупо, признается, что воспоминания - не ее конек. Она даже не помнит, в скольких фильмах снялась. Что, впрочем, извинительно, учитывая, что за плечами - 54 года работы в кино.
Однако некоторыми воспоминаниями актриса все же поделилась. Так, два лучших режиссера ее кинобиографии - Федерико Феллини и Лукино Висконти - представляли собой две противоположности. У Висконти на съемочной площадке все было расписано четко, как в театре. Феллини же часто работал практически без сценария, предпочитая импровизировать. Впрочем, оба они достигали выдающихся результатов.
Актрису нередко представляют, как "музу Феллини", и она подтвердила, что великий мастер говорил именно так.
- Я родилась в Африке, - рассказала Кардинале, - а для Феллини это означало, что я произошла из земли. Снимаясь в фильме "8 ?", мне было сложно быть и музой режиссера, и играть саму себя. Феллини заезжал за мной каждое утро, говорил, что я его вдохновляю.
Имея в актерском багаже работу с такими корифеями, Клаудия Кардинале давно могла бы, что называется, почивать на лаврах. Но она продолжает сниматься, в т.ч. и у молодых, начинающих режиссеров. Забавно прозвучало признание актрисы, что недавно она работала с режиссером, которому 104 года.
По традиции западных звезд, актриса много занимается общественной деятельностью. Она является послом ЮНЕСКО по правам женщин, занимается защитой окружающей среды, помогает детям бедных стран.
На открытии фестиваля Клаудия Кардинале получила специальный приз за выдающийся вклад в мировое искусство. Выйдя на сцену, она поблагодарила всех собравшихся, но при этом с улыбкой добавила: "Приз замечательный, но очень тяжелый". И тогда на помощь Кардинале пришел губернатор Одесской области Эдуард Матвийчук. Он не только не растерялся, но и, проявив галантность, помог донести 74-летней актрисе приз до ее места в партере.
Прямая речь
Эдуард Матвийчук: "Вспоминаю, как два года назад с Викторией Тигипко мы сидели в кабинете, и я спросил ее: "Сможешь ли ты создать фестиваль, о котором бы все говорили?", и она тогда ответила: "Да". И сегодня хочется сказать слова благодарности Виктории Тигипко за все силы, которые она вложила в это мероприятие".
Еще одни уникальные гости фестиваля - Джеральдин Чаплин и Чарли Систоварис - дочь и внук величайшего из мастеров кинематографа.
Джеральдин пошла по стопам отца, став актрисой, а вот Чарли уже несколько лет ведет активную работу по оцифровке архивов своего деда.
По словам дочери Чаплина, в жизни ее отец был не очень-то похож на Бродяжку - свое экранное альтер эго, образ которого прославил его. Она запомнила отца "мужчиной с сединой и брюшком", который был совсем не похож на трогательного героя собственных ранних картин. Более того, как рассказала Джеральдин, отец не очень любил показывать детям свои фильмы и практически никогда не рассказывал им о том, как проходили съемки. Тем не менее он снял восьмилетнюю девочку в своей картине "Огни рампы". А дальше уже все пошло по накатанной отцом колее...
"Фамилия Чаплин дала мне все, чем я обладаю в этой жизни", - призналась актриса.
Свою карьеру Джеральдин начинала как балерина, работала в цирке. Всего же на счету актрисы более 130 картин. По ее словам, она мечтает если умереть - так за работой. При этом она готова быть "глиной" в руках режиссера.
- Даже если он не прав, - говорит актриса, - спорить не стоит (я имела печальный опыт подобного вмешательства в процесс); лучше сделать так, как просит режиссер, и если это плохо, он это сам увидит.
И дочь, и внук во время пресс-конференции высказали свое мнение о современном кинематографе. Актриса полагает, что кино в настоящий момент стало "мертвым искусством XX столетия". Зато призналась в любви к литературе, что, впрочем, неудивительно, если учесть, что ее мать - родная дочь знаменитого драматурга Юджина О'Нила. К изумлению журналистов, Джеральдин Чаплин выказала знакомство с украинским писателем Андреем Курковым.
Чарли Систоварис, в свою очередь, добавил, что сам пробовал себя в литературе и надеется однажды заняться этим снова.
На вопрос о впечатлениях об Одессе актриса, которая совершила пешую прогулку по городу, высказала полный восторге. И тут же, по всей видимости, в шутку рассказала, что согласно одной из легенд, Одесса является родиной Чарли Чаплина, свидетельство о рождении которого было утеряно. Самое смешное, что эту шутку тут же растиражировали многие СМИ, причем на полном серьезе.
Прямая речь
Джеральдин Чаплин: "Я никогда не стеснялась своего происхождения и не считаю зазорным пользоваться тем, что тебе дано от Бога. Если у актрисы красивое лицо, но она хочет, чтобы ее ценили только за талант и уродует себя - это глупо. Я очень счастлива быть дочерью Чаплина. Тень отца не мешает, а согревает меня. Я счастливый ребенок знаменитости".
Фестиваль открылся итальянским фильмом "Реальность" Маттео Гарроне, главную роль в котором играл заключенный. Когда актрису Лоредану Симиоли спросили, каково ей была работать с таким необычным партнером, она призналась, что правду о нем узнала только после окончания съемок. С другой стороны, этого исполнителя вполне можно считать актером, поскольку много лет он играет в тюремном театре. "А профессиональные коллеги, - пошутила острая на язык актриса, кстати, много пишущая для кабаре, - иногда бывают более криминальными, чем заключенные".
Но журналистам больше всего запомнился ответ актрисы на вопрос о ее впечатлениях об Одессе.
- Одесса - гостеприимный город, но одесский аэропорт - это застывший слепок с чего-то древнего. А милиция в аэропорту такая суровая, что кажется, ты попала в другую эпоху. Но покидаешь аэропорт, и всё в порядке.
"Перезаряжая батарейки"
Майкл Мэдсен прославился участием в фильмах Тарантино. На фестивале он представлял фильм под выразительным названием "Голливудский мусор", в котором изобразил фактически самого себя - "кинозвезду". Вопреки суровости многих своих ролей артист оказался человеком веселым и открытым. Кроме того, оказалось, что Мэдсен - отец шестерых сыновей, о чем он упоминал, отвечая практически на любой вопрос журналистов. Когда в связи с названием фильма актера спросили о его самой ценной вещи, он сказал: "Мой шестилетний сын нарисовал Годзиллу. Я повесил рисунок на стену. Сейчас это самая ценная вещь".
Правда, это трогательное отношение к детям несколько портит информация о том, что не так давно актер был арестован за жестокое обращение с одним из сыновей. Он, будучи "под градусом", подрался с сыном, поскольку обнаружил его курящим марихуану. Впрочем, заточение длилось недолго.
Кстати говоря, сам Мэдсен подростком зарабатывал себе на жизнь, работал на автомойке. Тогда он понял, что никто не позаботится о его жизни, кроме него самого. "Я всегда очень любил смотреть кино. Сегодня я рад, что занимаюсь любимым делом", - сказал актер.
Майкл Мэдсен признался, что в Одессе он наслаждался отдыхом и редкой возможностью выспаться и погулять вдвоем с женой. "Мы все время чем-то заняты. У нас шесть сыновей, это много! В Одессе я перезаряжаю батарейки".
Прямая речь
Майкл Мэдсен: "Мой папа однажды подарил мне пурпурное сердце. Оно принадлежало его брату, погибшему на войне. Я много переезжал в Лос-Анджелесе, и это сердце потерялось. Я надеюсь, что оно найдется".
Еще один артист, снимавшийся у Тарантино, Александр Фелинг, был членом жюри международной конкурсной программы ОМКФ. Несмотря на занятость просмотрами, он нашел время, чтобы встретиться с участниками летней киношколы фестиваля и поговорить с ними об актерской профессии.
Фелинг утверждает, что актеру, даже начинающему, следует непременно стараться сохранить свою индивидуальность. По его мнению, надо слушать критику мастеров, но не стоит забывать о своих инстинктах, о своем видении актерского мастерства.
В качестве примера Фелинг вспомнил свои пробы у Тарантино. Сперва (по всей видимости, от излишнего волнения) он постоянно ошибался. Но Тарантино не выгнал артиста, а детальнее растолковал ему образ и позволил несколько раз продемонстрировать то, насколько актер усвоил его советы. Кстати говоря, утверждает Фелинг, Тарантино не только не препятствует, но и всячески приветствует актерскую импровизацию во время съемок. Более того, он еще и подталкивает актера импровизировать (разумеется, оставаясь при этом в рамках режиссерского замысла), и эта свобода приносит отменные плоды.
Фелинг считает, что артист не должен полагаться исключительно на свой профессионализм. Тогда он становится скучным. Главное - сохранить индивидуальность, быть ни на кого не похожим. Еще один важный момент в артистической карьере - это удача, везение.
- Если бы мне не повезло, я бы не сидел сейчас перед вами, - признался актер своим начинающим коллегам.
Хотя тут вполне уместно вспомнить слова знаменитого полководца А. Суворова, который всегда раздражался, когда после очередного выигранного сражения слышал о том, как ему повезло. "Везение - везение, - твердил полководец, - но ведь должно быть и умение". И так - в любом деле.
На Одесском кинофестивале артист Киллиан Мерфи представлял сразу два фильма со своим участием - "Сломленные" и "Красные огни".
В картине "Сломленные" Киллиан Мерфи исполнил роль учителя, что было для него как бы возвращением в детство. Ведь актер вырос в учительской семье, а его дедушка был директором школы. Впрочем, признался Киллиан, сам он учился неважно, потому роль в "Сломленных" - именно та, которую ему нужно было сыграть.
- Для меня это прежде всего фильм о семье, - рассказал журналистам Киллиан Мерфи. - Сейчас мало семей, похожих на красивую картинку, семьи бывают разные. Но в любом случае, если у вас есть дети, вы боретесь, как можете, чтобы дать лучшее своим детям. Для меня это основная идея фильма. У меня есть дети, поэтому я сам воспринял картину очень эмоционально.
Что касается отношений со зрителем, то Киллиан Мерфи признался, что его работа заключается не в том, чтобы быть любимчиком публики или секс-символом:
- Моя работа - находиться перед камерой, говорить свой текст и делать это как можно лучше. Извините, за скучный ответ, но это правда.
(Продолжение следует.)
Александр ГАЛЯС
(при подготовке использованы
материалы
сайта Третьего Одесского международного
кинофестиваля).
На фото автора:
- кинотеатр "Родина" - одна из главных площадок фестиваля;
- Майкл Мэдсен (в центре)
пользовался особым вниманием
зрителей.