Номер 28 (1075), 29.07.2011
Второй Одесский международный кинофестиваль (ОМКФ) проходил в Одессе с 15 по 23 июля. По информации организаторов, его посетили более 70 тысяч зрителей, которые посмотрели около 100 фильмов.
А начнем не по традиции - сразу с финала.
Ада Роговцева |
Никита Михалков |
Конкретнее - с церемонии закрытия. Красная дорожка перед Оперным театром снова увидела членов жюри - актрис Марию де Медейруш из Португалии и нашу Аду Роговцеву, режиссера и продюсера Валерия Тодоровского, родившегося в Одессе, критика Клауса Эдера и председателя этой компании всем памятного по "Дежавю" Ежи Штура. Также прошагали по ней гости фестиваля - Оксана Фандера, Филипп Янковский, Нана Джорджадзе, Богдан Ступка, Вадим Перельман и другие. Бросалось в глаза сияющее лицо президента ОМКФ Виктории Тигипко, которая призналась, что очень рада тому, что фестиваль состоялся. И сообщила главную, по её мнению, новость: третий кинофестиваль пройдет с 13 по 21 июля 2012 года. К тому времени как раз завершится футбольный чемпионат ЕВРО-2012, и хочется верить, что карманы спонсоров после этого не опустеют настолько, чтобы не хватило денег на праздник кино.
Но, конечно, все ждали решения жюри. И вот оно озвучено. Гран-при фестиваля - статуэтку "Золотой Дюк" - получил французский фильм Селин Шьяммы "Девчонка-сорванец". Награду получила актриса Софи Каттани, которая призналась, что поначалу не было денег на съемки фильма, но, прочитав сценарий, она сказала, что такую картину нужно обязательно снять. "Когда я позвонила Селин, - рассказала со сцены актриса, - и сказала, что нам дают приз на фестивале, она попросила передать всем большое спасибо за то, что вы оценили эту историю ребенка".
Для справки.
ПОБЕДИТЕЛИ
ВТОРОГО ОДЕССКОГО
МЕЖДУНАРОДНОГО
КИНОФЕСТИВАЛЯ
Гран-при
"Девчонка-сорванец" (2011, Франция). Режиссер Селин Шьямма.
Лучшая режиссура
Олиас Барко за фильм "Убейте меня, пожалуйста" (2010, Бельгия).
Лучшая актерская работа
Керен Бергер за фильм "2 Night" (2010, Израиль).
Специальный приз жюри
"Прибежище" (2010, Болгария). Режиссер Драгомир Шолев.
Специальный приз жюри
"Срок годности" (2010, Уругвай). Режиссер Федерико Вейрох.
Приз зрительских симпатий
"Альмания: добро пожаловать в Германию" (2011, Германия). Режиссер Ясмин Самдерели.
"Под занавес" зрителей ждали давно обещанные "Огни притона" Александра Гордона, действие которых происходит в Одессе в конце 1950-х годов. Фильм представили его создатели - режиссер Александр Гордон, автор сценария Гарри Гордон, актеры Ада Роговцева, Оксана Фандера, Богдан Ступка, Евгений Цыганов.
А самым-самым финальным аккордом фестиваля стал показ любимой комедии Юлиуша Махульского "Дежавю" на Ланжероновском спуске.
- Очень приятно снова быть в Одессе, - признался Ежи Штур. - Меня очень многое связывает с этим городом. Фильм "Дежавю" - это взгляд поляков на Одессу. Я думаю, что самим одесситам сложнее увидеть все прелести города. Я благодарен всем, кто пришел сегодня на Ланжероновский спуск. Спасибо, что через 25 лет вы смотрите картину, которую видели много раз.
Джон Малкович |
Клаус Эдер |
Как всякое мероприятие с участием звезд, Одесский фестиваль еще до официального открытия уже вызвал массовый интерес закулисными деталями. Выяснили, к примеру, что самые именитые гости разместились в отеле "Бристоль", еще недавно более известном как гостиница "Красная", неоднократно, кстати, становившаяся местом для съемок (то же "Дежавю"!). Знаменитому Джону Малковичу предоставили президентский трехкомнатный люкс ценой 11 тысяч гривен за сутки. Впрочем, актер оказался человеком неизбалованным и из особых пожеланий захотел только, чтобы ему организовали экскурсию по архитектурным достопримечательностям города.
Актриса Мария де Медейруш приехала на фестиваль с двумя маленькими дочерьми и прежде всего попросила, чтобы ей нашли хорошую няню. Никита Михалков решил жить возле Оперного театра в гостинице "Моцарт": его люкс обходился организаторам в 3984 гривны за сутки.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Ежи Штур: "Для меня фестиваль это случай посмотреть кинокартины, которые я мог и не увидеть на большом экране. Это важно для меня не только как для актера и режиссера, а и как для педагога".
Клаус Эдер, генеральный секретарь Международной федерации кинокритиков (FIPRESCI): "Недавно Украина присоединилась к FIPRESCI, и я надеюсь на долгое и плодотворное сотрудничество с вашей страной".
Валерий Тодоровский: "Мечтаю снять фильм об Одессе. Я даже знаю уже о чем он будет, только пока не получается написать сценарий. Но когда он будет готов, мы с киношниками завалимся в Одессу на несколько месяцев".
Михаил Жванецкий: "Главная заслуга этого кинофестиваля, что люди узнали, где находится Одесса. Успех кинематографистов определяется залпами на кинофестивалях. Артисты братья наши меньшие. Жизнь их очень проста: ни дня без репетиций, ни недели без скандала. Если бы так смотрели в лицо, как в затылок. Стоит хоть раз обернуться, чтобы понять и почувствовать себя в реальности".
Никита Михалков: "Я люблю этот город, людей! Сегодня мы были на Привозе, я наслушался такого... будто я смотрел кино "Ликвидация". Ко мне подходили люди с детьми и говорили: сфотографируйтесь с ребенком. Я отвечал: не надо, потом заканчивается письмами об алиментах".
Когда на пресс-конференции пришло время задавать вопросы Джону Малковичу, казалось, что знаменитый актер своим присутствием отнял у журналистов дар речи. А может быть, просто не подготовились как следует. Ибо задавали вопросы банальные: о переговорах относительно организации театрального фестиваля в Ялте; о возможности привезти в Одессу хотя бы одну из двух опер, с которыми он сейчас гастролирует по Европе; о любимых режиссерах и актерах и т. п. Самым смелым был вопрос о том, как проходили съемки постельных сцен с Софи Марсо в фильме "За облаками". Малкович удовлетворил любопытство каждого. Действительно, переговоры о Ялте ведутся, и он надеется, что они увенчаются успехом. Оперы, в которых он занят, актер с удовольствием привез бы в Одессу. Осенью он должен подготовить эскизы для новой коллекции одежды. Среди любимых режиссеров и актеров выделил литовскую актрису Ингеборгу Дапкунайте, вместе с которой работает на разных проектах уже много лет. Что же касается участия в интимных сценах, то, безусловно, некоторого смущения избежать не удается, но потерпеть можно, так как это "не самый тяжелый способ заработка".
Корреспондент ИА "Репортер" стал свидетелем, как после пресс- конференции один из организаторов фестиваля обратился к голливудской звезде со словами: "Простите за тупые вопросы", на что тот ответил: "Да ничего, я привык".
ПРЯМАЯ РЕЧЬ ОТ Д. МАЛКОВИЧА
"Мне понравился город в целом. Экскурсия была очень информативной и интересной. А еще мне понравились большие белые цветы мальвы".
"У меня нет времени смотреть кино постоянно, потому что я все время работаю. Если вы хотите заработать много денег, то, конечно, нужно выбирать "экшн". Но я думаю, что философия будет слабо выражена в таких фильмах".
К сожалению, на церемонии открытия фестиваля случился скандал. Организаторы отказались пускать представителей СМИ с фото- и видеокамерами в здание Оперного театра, где проходит церемония. Мотивировали это тем, что телеканал "Интер" выкупил все права на трансляцию церемонии.
Между тем в розданных при аккредитации материалах указывалось, что фотографам и операторам запрещено снимать только показ фильма. А саму церемонию открытия можно будет снимать только со специально отведенных прессе мест. Часть журналистов даже начала скандировать: "Ганьба!" Более того, в здание не пустили также представителей пресс-службы облгосадминистрации. Возникла легкая потасовка с охраной. И лишь вмешательство пресс-секретаря губернатора позволило попасть в здание его коллегам и некоторым представителям СМИ. Другие журналисты остались на улице.
На церемонии открытия был показан фильм французского режиссера Мишеля Азанавичюса "Артист". Его ожидали с особым интересом, ибо картина, снятая в эстетике немого кино, стала одной из сенсаций Каннского кинофестиваля. И ожидания полностью оправдались. Вот несколько занятных фактов об этой картине:
джек-рассел-терьер Угги, сыгравший домашнего любимца главного героя фильма, был удостоен награды за свою игру: ему вручили "Собачью пальмовую ветвь" ("Palme dog") за лучшую собачью роль;
во время съемок эпизодов картины Азанавичус, чтобы создать подходящую атмосферу и помочь актерам лучше вжиться в их образы, включал на площадке композиции из классических голливудских кинолент, а также джазовую и эстрадную музыку 1940- 50-х годов;
для большего сходства "Артиста" с лентами начала XX века съемки велись со скоростью 22 кадра в секунду. А чтобы и сам процесс напоминал деятельность кинематографистов того времени, использовались специальные камеры, издающие шум при работе, очень похожий на звук старых киноаппаратов;
для исполнения танцевальных номеров актеры Жан Дюжарден и Беренис Бежо несколько месяцев брали уроки степа;
дом, послуживший декорациями, когда-то принадлежал звезде немого кино Мэри Пикфорд.
Одним из интереснейших событий фестиваля стал киноконцерт "Шоу Жоржа Мельеса", показанный под открытым небом на Ланжероновском спуске. Перед представлением состоялась пресс- конференция с потомками великого кинематографиста - правнучкой Мари-Элен Лерисси и пра-правнуком Лорансом Лерисси. Также на встрече присутствовали президент ОМКФ Виктория Тигипко, исполнительный директор Французского культурного центра Франки Бландо и модератор Алик Шпилюк.
- Французам очень хорошо в Украине, - начал Франки Бландо. - Французы очень гордятся тем, что они французы, и особую гордость мы ощущаем, когда появляется возможность участвовать в подобных мероприятиях.
Взяв слово, Мари-Элен Лерисси рассказала о семейных традициях Мельесов: "Еще в детстве я выучила тексты фильмов наизусть. Это было очень легко и весело, в форме игры, в которую мы часто играли с дедушкой. Когда мне
исполнилось 18, в семейном кругу решили, что теперь я отвечаю за дальнейшую судьбу наследия Жоржа Мельеса. С конца 1970-х мы стали сопровождать показы чтением текстов под аккомпанемент фортепиано".
Мари-Элен сообщила, что уже нашли 210 фильмов Жоржа Мельеса и сделали на этой основе 11 разных подборок. Семья уверена, что удастся отыскать и отреставрировать все фильмы, снятые Мельесом.
Хотя этим картинам уже более ста лет, но около тысячи зрителей, среди которых преобладала молодежь, встретили наивные по нашим меркам фильмы первого киночудесниками с восторгом.
Кинофестиваль обслуживали три бригады "скорой помощи". Но никто из участников и гостей форума к медикам не обращался.
Несмотря на заявленный в приглашении строгий дресс-код, некоторые гости его проигнорировали. Вице-премьер-министр Сергей Тигипко пришел в обычном костюме, Сергей Кивалов выбрал ярко голубой пиджак, а Георгий Делиев - рубашку канареечного цвета. Зато дамы блистали вечерними нарядами.
(Продолжение следует.)
Материал подготовил Александр ГАЛЯС.
Фото Леонида БЕНДЕРСКОГО.