Номер 25 (1514), 20.08.2020
Одесситка Мария Манько, за чьим литературным творчеством мы с удовольствием следим с первых её шагов (она начинала писать книги под псевдонимом Маша М.), готовит к печати свой новый роман. Это этапная работа, в которой автор пытается осмыслить роль писателя в современном мире. Карантин Маше в чем-то помог: ничто не отвлекало от создания книги.
— Три месяца карантина оказались самыми продуктивными за все время моей писательской практики, — констатирует Мария. — Как будто на острове находилась. И завершила начатое полгода назад. В сентябре планирую отдать рукопись на английский перевод, по жанру у меня получается римейк-фэнтези. Я попадаю в книгу Джека Лондона "Мартин Иден". Я, Мария, живущая в двадцать первом веке, оказываюсь в теле Руфи Морз, подруги и покровительницы начинающего писателя, с современным сознанием. Руфь учит Мартина, как быть писателем, смотрит на него и понимает, что ему надо расти как литератору, а не влюбляться в неё. Она уже объективно смотрит на вещи. Но и элементы романтики присутствуют. Здесь просто больше любви к литературе, чем к конкретному мужчине. Мне интересно было жить параллельно в двух мирах и творить новые миры.
"Не помню, как мы дошли домой. Но хорошо помню ощущение от пачки выигранных денег, которых нам с Мартином должно хватить минимум на месяц роскошной жизни в Нью-Йорке. Я ощущала власть над целым миром. Что для меня Мартин, для чего я с ним вожусь?! Сколько таких Мартинов я могу найти еще — сто, тысячу?! Я владею этим миром, я — человек из будущего. Я знаю, что будет с этой планетой на сто лет вперед. Я могу изменить историю! Я могу... Вот только ноги мои подкашивались, и я с трудом поднялась на четвертый этаж. Выпито было немало, но все же я не была такой пьяной, как Мартин, который, войдя в квартиру, едва доплелся до дивана и сразу же заснул.
Зато лорд Генри был трезв как стеклышко. Хотя, если и сравнивать его со стёклышком, то это было темное стекло, посмотрев в которое, можно было потерять зрение. Он налил два бокала того самого жасминового вина, которое мне так понравилось, но выпить которое я тогда не решилась. Один бокал он протянул мне... Он стоял, держа в руке бокал с ядом, название которому "соблазн".
— Единственный способ отделаться от искушения — уступить ему, — с роковой улыбкой произнес соблазнитель...".
Предыдущий Машин роман "Сквозь магические очки" вызвал интерес у двух лондонских издательств, но условия контрактов настораживали: это был так называемый нетрадиционный контракт, когда издательство рискует разве что своим именем, а на автора ложатся финансовые риски. Сейчас Мария в поисках литературного агента и более приемлемых вариантов.
— Из Вашингтона я, кстати, хорошие отзывы получила, — говорит писательница. — "Очень здорово, что вы умеете писать истории", — этот отзыв оставил известный писатель (обойдемся без фамилии), который пишет исторические романы non-fiction, его похвала ценна для меня. Все англоязычные курсы для литераторов сходятся в одном: "Мы научим вас писать истории!". Для них это высший пилотаж, а я сейчас полностью ушла в англоязычное общество. Хвалили за то, что лишнего не пишу. Были комплименты по поводу слога. Часто начинающие писатели громоздят огромный абзац там, где достаточно одного предложения. На Amazon'e были хорошие рейтинги, из Италии, Австралии получила положительные комментарии. Словом, нужен агент из Европы, ведь я ориентируюсь на британский и американский литературный рынок. Это два рынка, которые действительно стоит рассматривать, остальные от них далеки. "Мартин Иден" — моя любимая книга. В ней показано, как много может испытаний пройти писатель, выстоять... Образ Мартина Идена актуален всегда. Он покоряет своей силой духа. Не только для писателя, для представителя любой профессии важно проходить испытания, переносить отказы, но вдруг это пламя, в которое ты постоянно подбрасывал дрова, разгорается по-настоящему. Мне тоже хотелось бы быть стойкой, на успешном пути необходимо проявлять стойкость, потому что понятие успеха у нас и понятие успеха за границей — это разные вещи. У нас успешным человеком называют обычно того, у кого, грубо говоря, куча бабок, это исковерканное понятие успеха. За границей — нет, за границей оценивается сам путь, которым ты идешь, если ты многое делаешь, чего-то достигаешь, тебя уже сочтут успешным. Мне очень нравится эта правильная концепция успеха — оценивание по тому, как ты совершенствуешься. Вот это классно. Конечно, я хотела в романе описать своё творчество, но какой-то интересной концепцией. В определенной степени Мартин Иден — это я. Однажды ночью, с бокалом вина, я пришла к этой идее, в очередной раз перечитав "Мартина Идена". Так присутствует и другой герой, лорд Генри из "Портрета Дориана Грея" Оскара Уайльда.
"Я не Дориан Грей, который обесценил свою жизнь пороком, я стараюсь вживить в порок любовь и свет. И пусть он оставался пороком, но был иным: в нем была влюбленность и чувства. Все то, что лорд Генри называл иллюзией...".
— У меня половина книги происходит в Окленде, потом идет Нью-Йорк, где Руфь воспитывает из Мартина писателя, встречает лорда Генри. Вот они сидят за столиком в кафе, и Руфь просит Мартина описать, что чувствуют мужчина и женщина за соседним столиком, ведь писатель должен идеально считывать людей, их переживания... Ладно, идеальным ничего не бывает, мы перфекционизм не любим, пусть это будет очень хорошо. И вот ему кажется, что перед ним влюбленная пара. А ей очевидно, что это любовники. А почему он ошибся: он был влюблен в Руфь, и весь мир казался ему населенным влюбленными парами, — улыбается Мария.
Я внимательно всматривалась в задумчивое лицо Мартина. По нему было видно, что читает он с интересом.
"Ура, зацепило", — подумала я.
— Знаете, о чем я думаю? — встрепенулся Мартин. — Как это ваша Маша сумела придумать такой ход? Она могла просто описать переживания, но она превратила их в сказку, а это производит большее впечатление. Ей, наверное, тоже было непросто, как мне сейчас, но она не изливала душу, как я вчера. Она — сильная и пишет о боли сильного человека.
— Мартин, мы все проходим через боль, и вопрос состоит в том, как мы с ней справляемся. Сильный человек ищет выход".
Условно Мария назвала свою будущую книгу "В поисках Мартина Идена". В процессе написания, похоже, получились даже две книги. Скорее всего, воспоминания о Машином детстве станут отдельной книгой, а фантастическая история с Мартином Иденом приобретет динамизм. Что ж, остается ждать результата!
Виолетта СКЛЯР.
Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.