Номер 25 (1122), 13.07.2012

ВОПРОС - ОТВЕТ

"Моим друзьям позвонил поздно ночью якобы товарищ сына и сообщил, что их сын задержан милицией и, чтобы откупиться, нужно срочно перевести деньги на счет мобильника. Они уже готовы были это сделать, но, к счастью, буквально через пару минут сын пришел домой, и выяснилось, что ничего плохого с ним не случалось. А что делать, чтобы не попасться на удочку мошенников?"

На вопрос автора письма нам ответили в областном управлении милиции.

Действительно, в последнее время с расширением возможностей оплаты различных услуг посредством сети интернет через мобильные терминалы оплаты возросло и количество граждан, попавшихся "на удочку" некоторых особо предприимчивых лиц. Причем сегодня деньги попадают в руки мошенников в течение нескольких минут.

Один из распространенных способов завладения чужими сбережениями - ночной телефонный звонок с просьбой о помощи. Помощь, как правило, необходима родным или близким жертвы, которой сообщают, что ситуация очень серьезная, и срочно требуется перевести деньги через терминал.

Так, недавно на мобильный телефон одной одесситки с незнакомого ей номера позвонил мужчина и, назвавшись ее сыном, очень быстро сказал, что попал в отделение милиции, а чтобы его отпустили, мать должна пополнить счет определившегося телефона на тысячу гривен. Встревоженная женщина поспешила к ближайшему терминалу оплаты услуг, даже не задумавшись о том, что ее сын сейчас проходит срочную службу в армии, и звонок в часть, возможно, прояснил бы ситуацию. Не насторожило женщину и то, что сын не сообщил ей, за что его задержали и в каком из райотделов города он находится. Только после зачисления денег на указанный номер она перезвонила сыну, который очень удивился и сообщил матери, что с ним все в порядке, он ничего противоправного не совершал и тем более никем не задерживался.

Это только один из примеров. Еще родственники очень быстро реагируют на информацию о дорожно-транспортных происшествиях с пострадавшими, несчастных случаях, при которых требуется срочная медицинская помощь, в общем, все, на что хватает фантазии у мошенников.

Как же действовать в подобной ситуации?

1. Прежде всего следует успокоиться и не поддаваться панике.

2. Запишите номер телефона звонившего и время звонка.

3. Далее удостоверьтесь любым способом, что вы разговаривали именно со своим близким человеком. Перезвоните на его мобильный телефон, задайте вопрос, ответ на который не могут знать посторонние лица.

4. Если связи с телефоном нет, и вы сомневаетесь, что собеседник именно тот, за кого себя выдает - уточните, что произошло, где именно находится человек, если он задержан, в каком райотделе, его точный адрес, данные руководителя и городской номер телефона дежурной части.

Как правило, на этом этапе общение с телефонными мошенниками заканчивается, и они больше не беспокоят.

Если же после всех действий с вами продолжают общаться - звоните в дежурную часть райотдела для выяснения обстоятельств.

"Правда ли, что в больницах перестанут вести медицинские карты на пациентов, а введут их всех в интернет? А как же тогда врачебная тайна? Ведь сайты сейчас часто взламывают и крадут оттуда информацию"

Действительно, Кабинет Министров 6 июня принял постановление о создании электронного реестра пациентов. Теперь медицинские учреждения всех форм собственности обязаны будут вносить в единую базу данных информацию о своих пациентах. Там будут указаны виды оказанной медпомощи, лекарства, закупленные для лечения пациента за средства государственного и местных бюджетов. Единый реестр создается для учета статистики заболеваний и медикаментозного обеспечения больниц.

Его создание позволит отказаться от бумажных карточек пациента и получать доступ к истории болезни человека, не привязываясь к его месту жительства.

При этом указано, что врачи будут вносить персональные данные в реестр с согласия пациента, а медицинские учреждения обязуются обеспечивать защиту информации. Больницы смогут обмениваться данными о пациентах только с помощью защищенных каналов телекоммуникационной связи.

"Я собираюсь поехать поездом вместе с 12-летним сыном. Обязательно ли брать с собой его свидетельство о рождении или можно обойтись копией?"

Пассажиры с детьми до 14 лет должны обязательно иметь с собой оригиналы документов, подтверждающие возраст ребенка. В противном случае вас просто не посадят в вагон. Наличие проездных документов, в том числе и наличие оригинала документа, который подтверждает возраст ребенка, проводник должен проверить при посадке пассажиров в поезд и в пути следования. Но в случае отсутствия необходимых документов для избежания конфликтных ситуаций начальник поезда имеет право оформлять доплату к детскому билету для проезда ребенка.

О необходимости иметь с собой документы детей пассажиров предупреждают билетные кассиры при оформлении детских проездных документов, а на вокзалах делают объявления по громкоговорителю.

"Сейчас стоит жара, продукты быстро портятся. Какие меры рекомендуют врачи, чтобы избежать отравления?"

Среди основных мер профилактики острых кишечных инфекций Cородской центр здоровья называет такие.

1. Соблюдение личной гигиены: тщательное мытье рук мылом перед едой и после пользования туалетом.

2. Не употреблять для питья воду из открытых источников. Использовать для питья только кипяченую или бутилированную воду.

3. Не покупать продукты питания на стихийных рынках или с рук у частных лиц.

4. При покупке продуктов обязательно обращать внимание на срок годности и соблюдение условий их хранения (особенно это касается молочных продуктов).

5. Перед употреблением свежие овощи следует тщательно мыть и обдавать кипятком.

6. Надо выбирать продукты, подвергнутые термической обработке. Тщательно прожаривать (проваривать) продукты, особенно мясо, птицу, яйца и морские продукты. Не хранить пищу долго даже в холодильнике.

7. Купаться только в установленных для этих целей местах. При купании в водоемах и бассейнах не следует допускать попадания воды в рот.

При возникновении симптомов острой кишечной инфекции (повышение температуры тела, рвота, расстройство стула, боль в животе) необходимо немедленно обратиться за медицинской помощью.

"Что делать, если мы пришли на пляж, а с нас требуют плату?"

Официально пляжи в Одессе являются бесплатными. Выгонять или требовать деньги никто не имеет права. Придя на пляж, человек становится потребителем, и если на него идет давление или навязываются услуги, стоит потребовать Книгу жалоб и оставить в ней отзыв. Ее непредоставление также является грубым нарушением.


Если угрожают или применяют физическую силу, нужно немедленно вызвать милицию. Затем написать заявление и указать на граждан, которые мешали отдыхать.

При возможности нужно фиксировать нарушение на фото, видео. Даже если правоохранители не сочтут это доказательством, то материалами всегда можно поделиться в интернете. Сейчас это довольно эффективная форма воздействия, которая заставляет власти обращать внимание на нарушение принятых ею же решений.

Рис. А. КОСТРОМЕНКО.