Номер 25 (821), 30.06.2006

К 740-летию со дня рождения Джотто ди Бондоне (1266-1337)

ОСНОВАТЕЛЬ "ФИГУРНОЙ ЖИВОПИСИ"

Реформатор и крупнейший живописец Италии XIII-XIV веков Джотто был живой, деятельный человек веселого, спокойного нрава, художник огромной творческой силы. Из его подлинных произведений сохранились лишь фрески капеллы дель Арена в Падуе (1304-1306), мадонна (после 1315) и фрески в Санта-Кроче во Флоренции (после 1317).

В своих произведениях Джотто создал новый тип живописного мышления и неизменно следовал ему во всех своих произведениях. Он пишет свои фрески на темы из Евангелия, из легенд или из жития святых. Но все легендарные события, о которых уже до него многократно рассказывали живописцы, приобретают в его истолковании новый смысл.

Со стен, украшенных фресками Джотто, веет торжественным покоем и важностью. Глаз легко "читает" историю Христа, начиная с его детства и кончая смертью. Джотто не ограничивается изображением подвигов, совершаемых его героями, как византийские мастера до него. Он показывает жизнь во всей ее сложности, во всем разнообразии ее проявлений, с ее темными и светлыми сторонами. Мы видим грустного Иоакима, в тоске пришедшего к пастухам, а рядом – торжественно-праздничную сцену, свадебное шествие Марии и Иосифа; печальное оплакивание мертвого Христа его близкими, рядом с радостным пиром в Кане Галилейской.

Замыслы Джотто можно было осуществить лишь с помощью новых средств выражения. Живопись лучше, чем скульптура и рельеф, могла служить этим задачам. Джотто обнаруживает особенную наблюдательность к языку человеческих жестов, к движению тела, мимическому выражению чувства. Мы узнаем по медленной походке согбенного Иоакима о его печали; радость и испуг сквозят в движении упавшей перед воскресшим Христом Магдалины. Это выражение душевных состояний в жестах людей сближает Джотто с Данте, который в своей поэме упоминает Джотто, затмившего славой предшественников.

Один из самых трогательных образов человека, созданных Джотто, – это Христос в сцене "Поцелуй Иуды" (фрески капеллы дель Арена в Падуе). Иуда подходит к Христу и вытягивает губы, чтобы его поцеловать. В ответ на это Христос смотрит ему прямо в глаза пристальным и многозначительным взглядом, подобным тому, который Данте так трогательно описал, рассказывая о своей встрече с Беатриче. Этот проникновенный и невыразимый словами взгляд вскрывает глубочайшие недра человеческого сознания. При этом Христос сохраняет исключительное спокойствие, хотя он, видимо, знает о предательстве ученика. Это спокойствие в соединении с ясным сознанием своей судьбы придает ему характер возвышенного героизма, настоящего стоического мужества.

Все, что изображено в картинах Джотто, происходит неизменно на земле; все, что он воспроизводит, может видеть каждый человек; все духовное воплощено в человеческих телах. В связи с этим особенно важное значение приобрело умение Джотто сообщать телам объем и передавать окружающее их пространство.

Историческое значение Джотто огромно. Его называют основателем всей "фигурной живописи" нового времени. В творчестве Джотто как бы заключены все задачи, над которыми предстояло трудиться итальянским мастерам в течение последующих столетий.

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.

На фото: автопортрет Джотто.